«КАК ЖЕ ВЫ ДОПУСТИЛИ?!»

«ОС» №42 (490) от 6 декабря 2017 года

После смены главы исполнительной власти Орловской области, как заметили местные журналисты, в регионе случился «сеанс массового прозрения» чиновников и депутатов. Наконец-то они разглядели все те безобразия, о которых на протяжении трех с половиной лет правления Потомского твердили немногочисленные оппоненты бывшего губернатора (например, депутаты Рыбаковы), а также не зависимые от областной власти СМИ, и которые так возмущали простых граждан. Вот и на ноябрьской сессии облсовета во время традиционного «часа контроля» депутаты во главе со спикером Музалевским высказали претензии к качеству капитального ремонта и уличного освещения в Орле.

ЛУЧ СВЕТА В ТЁМНОМ ЦАРСТВЕ
Вопрос об отвратительном освещении орловских улиц и дорог поднял не кто-нибудь, а сам председатель облсовета Леонид Музалевский. Спустя год после того, как Орел в прямом смысле слова погрузился во тьму, спикер внезапно эту самую тьму обнаружил. – Почему Орел находится в полной темноте? Почему у нас дошло до того, что людей сбивают даже на пешеходных переходах, а освещение в деревнях лучше, чем в городе? – возмутился господин Музалевский. Более того, оказалось, что в своем возмущении спикер не одинок. Как выяснилось, «в адрес депутатов очень часто поступают обращения орловцев о необходимости приведения в надлежащее состояние линии наружного освещения на объектах улично-дорожной сети: неудобно перемещаться в тёмное время суток, также неисправны светильники, смонтированные в рамках контракта» (цитата из официального пресс-релиза облсовета). Отметим, обращения граждан, адресованные не только депутатам, но и администрации Орла, и руководству УГИБДД, и вообще кому только можно с требованиями вернуть нормальное освещение, с завидной регулярностью появляются в интернет-пространстве и в прессе еще с осени прошлого года. Той же осенью «проблемные участки улиц» инспектировали чиновники мэрии, которые, собственно, и выступали инициаторами «модернизации» уличного освещения. Естественно, после «инспекций» ничего не изменилось. Если конкретно, то за чудесный энергосервисный контракт, в результате которого Орел остался практически без света, следовало бы спросить с тогдашнего начальника УКХ Сергея Мерзликина и его патрона – бывшего сити-менеджера Орла Андрея Усикова, благо оба и ныне находятся при высоких должностях – один в мэрии, а второй и вовсе в областном правительстве. Однако к ответу призвали замглавы администрации Орла Олега Минкина. Который, кстати, отвечая на прямой вопрос депутата Рыбакова, кто именно составлял и «продвигал» пресловутый контракт, стыдливо отказался назвать имена своих коллег-чиновников. При этом Минкин пояснил, что работы по контракту (подрядчиком выступало ПАО «Ростелеком») не приняты до сих пор из-за того, что уровень освещенности городских улиц не соответствует нормативным требованиям. А также сообщил, что установка новых светильников не стоила городу ни копейки, поскольку контракт реализовывался за счет «Ростелекома». А вот о том, что в реализации энергосервисного контракта помимо «Ростелекома» участвовали и другие фирмы, господин Минкин не сообщил. Что ж, восполним пробел, тем более что об этих фирмах «Орловская среда» писала как раз год назад.
В качестве субподрядчика – поставщика светильников, которые, как выяснилось после их установки, ничего не освещают, выступала орловская фирма – АО «Пумос». Как в свое время рассказывал в интервью одному из орловских СМИ его гендиректор Евгений Путилин, при производстве этих самых светильников использовались комплектующие брендов, «годами зарекомендовавших себя на российском рынке». Среди них Путилин назвал фирму-производителя японских светодиодов Nichia, а также сообщил о неком предприятии из Санкт-Петербурга, которое снабжает блоками питания: «петербургские драйверы постоянного тока имеют международные сертификаты и европейские протоколы испытаний». При этом называть эту фирму Путилин по каким-то причинам не стал. И это наводит на нехорошие мысли: уж не ради ли закупки комплектующих у этой таинственной фирмы и был затеян весь сыр-бор? А если учесть, с какой частотой в бытность губернатором выходца из Петербурга Потомского всевозможные питерские фирмы привлекались к выполнению различных муниципальных и госконтрактов в Орловской области, то, наверное, можно и объяснить, почему приближенные к Вадиму Владимировичу чиновники и более чем лояльные депутаты вплоть до его увольнения в упор не видели, что фонари не светят. Теперь прозревшие народные избранники во главе со спикером Музалевским говорят, что неплохо было бы заново провести замеры уровня освещения, а еще лучше – вернуть старые фонари, и требуют от мэрии ответа, когда же город будет хорошо освещен. У мэрии ответа на этот вопрос пока нет.

КТО ВИНОВАТ? – ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС!
6_12_17Еще один вопрос, который депутаты рассмотрели в ходе «часа контроля», касался качества капремонта многоквартирных домов и количества украденных при этом денег. На неприятные вопросы пришлось отвечать руководителю департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Денису Блохину.
Напомним, в выпуске от 1 ноября «Орловская среда» опубликовала информацию о результатах проверки, проведенной специалистами регионального Управления казначейства в орловском фонде капремонта. Проверяли, как использовались средства собственников при проведении капитального ремонта многоквартирных домов в 2016 году. Результаты оказались шокирующими.
В акте проверки отражены многочисленные факты срыва сроков выполнения работ, при этом пени и штрафы с подрядчиков должным образом не взыскивались. При проведении работ подрядными организациями завышалась сметная стоимость работ, подрядчикам оплачивались невыполненные работы.
Так, трем фирмам оплатили невыполненные работы на общую сумму более 15 миллионов рублей. В их числе – питерское ООО «ПРК «Реставратор» (ремонтировало дома № 24/26, 28 и 37 на ул. Ленина), ООО «Стройавангард» (дом № 3 на Пролетарской горе) и ООО «Москомреставрация» (дом № 104 на ул. Московской).
Теперь с этим документом ознакомились и депутаты облсовета и потребовали ответа у господина Блохина. В частности, их интересовало, почему производилась оплата ещё не выполненных работ? Кто будет отвечать за фальсификацию подписей жильцов о приёмке? Составлялись ли дефектные ведомости перед изготовлением проектно-сметной документации?Как можно было составлять сметы без выезда на объект?
Последний, надо сказать, не стушевался: отвечал уверенно и бойко, ссылаясь, главным образом, на Жилищный кодекс и всячески подчеркивая собственное усердие в борьбе с хищениями средств граждан, уплаченных по строке «капремонт» (а объем выявленных нарушений, по информации Блохина, составил порядка 100 миллионов рублей). По его 6_12_17_2словам, воровство денег при проведении капремонта было выявлено после того, как руководить фондом была назначена Ольга Павлова. Это действительно так. Но почему воровство не выявлялось раньше, когда фондом поочередно рулили господа Масленников и Касьянов? Кто курировал работу этих господ? С чьей подачи они назначались на должности? Кто из членов правительства области должен за это ответить? На эти вопросы, заданные депутатом Рыбаковым, Денис Блохин отвечать не стал, пояснив, что называть конкретных виновников было бы… некорректно.
Самому же господину Блохину как руководителю курирующего фонд департамента, по его словам, выгнать воров из фонда капремонта не давал… Жилищный кодекс, поскольку проводить проверки в отношении некоммерческой организации имеют право только контрольные и надзорные органы. Что мешало ему обратиться в эти органы, например в прокуратуру, господин Блохин не пояснил. Зато оптимистично объявил о намерении взыскать ушедшие в неизвестном направлении 100 миллионов. В чем усомнился опять же депутат Виталий Рыбаков:
– Вы, товарищ Блохин, говорите о претензиях на 100 миллионов. Мой прогноз – вы их не вернете… Потому что здесь признаки классической ситуации «держи вора». Я вам обещаю, я буду этим вопросом заниматься, и вы мне скажете, кто курировал этот вопрос при Масленникове, при Касьянове. Вам придется отвечать – почему такие сметы и кто за этим смотрел», – заявил Рыбаков.
Говоря о нереальных сметах, которые, собственно, и позволяют уводить деньги собственников жилья в нужные карманы, депутат привел конкретный пример. При составлении сметы на капремонт в пятиэтажном доме на ул. Комсомольской в нее внесли такие пункты, как вывоз из подвала… 500 тонн мусора (то есть несколько железнодорожных вагонов) или, например, оборудование в том же подвале бетонной стяжки толщиной 12 см (для сравнения: при укладке дорог плитами их толщина составляет 16 см).
Полагаем, что подобные сметы составлялись далеко не в единственном доме…
Из затруднительного положения Блохина вывел спикер Музалевский, ограничивший поток депутатских вопросов и передавший слово присутствовавшему на заседании Андрею Клычкову. Врио губернатора высказался за то, что фактами выявленных нарушений должны заняться правоохранительные органы – причем не только в отношении подрядчиков, но и в отношении чиновников. Надеемся, его выступление слышали в прокуратуре Орловской области, у которой есть шанс прозреть вслед за остальными и адекватно отреагировать на недвусмысленный посыл со стороны первого лица области. Все-таки лучше поздно, чем никогда.

Татьяна ФИЛЕВА