№26 (695) от 17 августа 2022 г.
В начале августа «Орловская среда» опубликовала информацию о том, что мэрия Орла намерена ограничить свободный доступ граждан в здание на Пролетарской горе, 1, где располагаются горадминистрация и Орловский горсовет. Свое намерение мэрия осуществила. В этом на собственном опыте убедился депутат Орловского облсовета Виталий Рыбаков.
На прошлой неделе депутат Рыбаков попытался пройти в здание мэрии, куда до последнего времени был открыт свободный доступ всем гражданам. Теперь же на входе стоят турникеты и охранник. Войти в мэрию без проблем теперь могут только сотрудники администрации и аппарата горсовета, а также городские депутаты и их помощники – при условии, что они заранее предоставили по требованию администрации Орла предоставили свои фото и персональные данные «с целью предотвращения несанкционированного прохода в здание».
Всем остальным, чтобы пройти, теперь требуется санкция. И депутаты облсовета в данном случае не исключение.
Едва переступив порог мэрии и увидев турникеты, депутат Рыбаков вступил в следующий диалог с охранником:
— Вы здесь охраняете общественный порядок?
— Да.
— Я депутат Рыбаков, мне надо пройти в здание. Как это сделать?
— У вас есть удостоверение? Предъявите, пожалуйста… (Читает)…Областного совета народных депутатов… Ну, облсовет… Позвоните по телефону… к кому вы именно хотите пройти…
— Я хочу пройти в здание, посмотреть, что тут и как…
— Здесь порядок…
— Депутата областного совета в здание администрации города не пустите?
— Сейчас… минуту (достает телефон, набирает номер)
— Вы знаете закон Орловской области?
— Я знаю.
— В чем дело?
— Сейчас, секунду.
— Полицию вызывать?
— Вызывайте полицию.
— Откройте прямо сейчас.
— Сейчас, секунду (звонит – трубку не берут)…
Сомнения стража мэрского порядка (который в общем-то вел себя довольно корректно) через некоторое время развеял появившийся откуда из глубины холла, видимо, начальник. Который снова попросил депутата предъявить удостоверение. Когда депутат объяснил, что уже предъявлял, распорядился пропустить…
Таким образом, конфликт, не успев начаться, вроде бы был исчерпан, но это, так сказать, только внешне. Потому что, если депутату (заметим, известному в городе и области депутату) областного совета пришлось доказывать, что он имеет право на несанкционированный доступ в мэрию, то есть не должен никому звонить и ни у кого спрашивать на это разрешения, то что говорить о простых гражданах? Интересно, губернатора или председателя облсовета охранник так же на входе тормознет? Они же не чиновники мэрии и не городские депутаты…
Повторим, как мы писали ранее, мэрия не объяснила общественности, чем вызваны ограничение доступа в здание. Соображениями безопасности? Стремлением мэра Парахина сделать, как в областной администрации? Или заботой о том, чтобы граждане лишний раз не беспокоили мэра и его подчиненных? Информацию о том, как жители города Орла могут теперь пройти в нужные им кабинеты чиновников, до горожан также не довели. Что надо делать: записываться заранее по телефону? По какому телефону? Решать вопрос на месте? И сколько раз приходить на это место, чтобы попасть на прием? Как быть жителям, которые, скажем, придут на сессию горсовета (на что, кстати, имеют полное право)? Или на публичные слушания?
В связи с этим редакция «Орловской среды» в соответствии с законом о СМИ просит считать данную публикацию официальным запросом информации: мы просим администрацию города Орла разъяснить гражданам, по каким причинам и на каком основании ограничен доступ граждан в здание администрации города Орла и Орловского городского Совета? Просим также предоставить СМИ исчерпывающую информацию о том, каким образом жители города Орла могут получить доступ в органы местного самоуправления города Орла. Просим предоставить ответ на запрос в установленные законом сроки.
Комментирует депутат Орловского областного совета Виталий Рыбаков:
— Впервые в новейшей истории нашего города жители Орла лишились права свободно проходить в здание администрации и горсовета. Хочу напомнить мэру Парахину и всем чиновникам, что и администрация, и городской совет – это органы местного самоуправления. Повторю: самоуправления. Это значит, что граждане выбрали депутатов, которые представляют их интересы, и имеют право в любое время прийти в горсовет, чтобы поговорить с депутатом или председателем горсовета, передать им свои обращения, обсудить проблемы, они имеют право присутствовать на сессиях горсовета. Жители Орла платят налоги, за счет которых содержать чиновников из администрации города – и мэра в том числе. И администрация не должна быть замкнутой и закрытой структурой, которая варится в собственном соку – администрация должна работать в интересах жителей города. Чиновники должны открыто общаться с жителями города, принимать их жалобы и обращения, решать насущные вопросы, а не закрываться от них. И уж совсем абсурдно не пускать в мэрию без звонка какому-то чиновнику депутатов областного совета! Если кто-то забыл, то областной совет – это главный представительный орган в регионе. И депутаты облсовета представляют интересы в том числе и городских избирателей. И имеют право свободного доступа в любой орган исполнительной власти на любом уровне – хоть областном, хоть муниципальном. Но у меня складывается ощущение, что при Парахине в мэрии Орла об этом забыли. Как забыли и о 131-м федеральном законе о местном самоуправлении, в котором говорится, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. И, по моему мнению, та пропускная система, которую сейчас установили в мэрии Орла, это право граждан ограничивает. Думаю, здесь есть повод для проведения прокурорской проверки.
Видеорепортажи Виталия Рыбакова смотрите на странице депутата в соцсети ВКонтакте и на канале YouTube