Кто стоит за майнерами «Дормаша»?

«ОС» №2 (671) от 19 января 2022 г.

В начале нового 2022 года орловские СМИ сообщили весьма удивительную для нашего региона новость: на территории завода «Дормаш» все-таки существует майнинговая ферма. Это значит, что в помещении бывшего завода оборудовано помещение с серверами и компьютерами и добывается виртуальная валюта.

Эта новость всплывала и ранее, и почему-то всякий раз её комментировал советник орловского губернатора господин Лежнев. В первый раз – в 2019 году — Сергей Лежнев назвал эту информацию «потоком сознания» и посоветовал якобы распространявшим её орловским активистам прекратить самодурство, а «автора этого «шедевра» при первых симптомах выхода из алкогольного, наркотического или иного токсичного состояния, влияющего на функции работы мозга» пообещал наградить бесплатной путёвкой в медучреждение для социализации и избавления от вредных привычек».
Однако во второй раз советник уже не был так категоричен: «Пусть с этим разбираются правоохранительные органы», глубокомысленно заключил он.
Как сообщило 12 января 2022 года сетевое издание «Орел Таймс», существование майнинговой фермы на территории недействующего завода косвенно подтвердили огромные долги за электричество — около 5,4 млн рублей, причем эта задолженность, как выяснили журналисты, образовалась в течение всего трех месяцев.
Арендаторы помещений завода – ООО «Диджитал Групп» и «Технология света». В отношении руководителей этих фирм возбуждено уголовное дело.
«Согласно открытым данным, директором «Технологии света» является Михаил Чистопрудов, а «Диджитал Групп» — Игорь Шабалинов, сообщает «Орел Таймс». —  Обе фирмы зарегистрированы в Москве и занимаются схожей деятельностью. Без сомнения, знакомы между собой и руководители фирм. За их плечами совместные компании в столице, а также бизнес в Орле: в 2016 году они выкупили акции ООО «Орпласт» во Мценске. Впрочем, практически все фирмы Шабалинова-Чистопрудова сейчас находятся в предбанкротном или банкротном состоянии. Видимо, все силы были брошены на инновационные майнинговые технологии. Что касается арендованных предпринимателями помещений под майнинговую ферму на «Дормаше», то, как удалось выяснить ОрелТаймс, они находились в частной собственности и были предоставлены по договору субаренды».
«Предположительно майнинговая ферма появилась в одном из цехов банкротящегося «Дормаша» ещё в 2019 году. То есть на пике популярности криптовалюты, — продолжает «Орел Таймс». — Тогда на телеграмм-канале «Криминал» появилась информация о том, что к ферме может иметь отношение и губернатор Клычков. В статье было сказано, что «на заводе орловский губернатор подпольно добывает за государственный счёт криптовалюту». По утверждению авторов, Андрей Клычков, якобы пользуясь служебным положением, «задарма качает энергетические мощности», коих для любой майнинговой фермы нужно ну очень много.
Сам губернатор на растиражированную практически во всех СМИ информацию реагировать не стал. За него ответил советник. Сергей Лежнев полностью опроверг факт существования фермы на «Дормаше» и уж тем более какого-либо отношения к ней Андрея Клычкова».
Журналисты «Орел Таймс» вновь связались с советником губернатора, чтобы узнать, не изменилась ли его позиция по этому вопросу, и тот заявил, что, по его данным, майнинговая ферма появилась на «Дормаше» спустя четыре месяца после выхода той самой публикации на «Криминале».
«Тогда я говорил лишь факты, которые предоставил мне Геннадий Парахин. Когда появилась информация о возможном существовании на «Дормаше» какой-то майнинговой фермы, он как руководитель профильного ведомства выехал на место. Более того, были сделаны фотографии. Ничего подобного на заводе на тот момент не было! То, что сейчас там выявлены долги, как и само существование майнинговой фермы, пусть с этим разбираются правоохранительные органы. Ну а нарушители должны быть наказаны по букве закона. Одно могу сказать с полной уверенностью: ни я, ни Андрей Евгеньевич, ни кто-либо из правительства к этой ферме никакого отношения не имеет», — сообщил Сергей Лежнев.
Повторимся, удивительно, что ситуацию с самого начала комментирует именно советник губернатора Лежнев, при этом еще и заверяет СМИ, что ни он, ни Клычков не имеют отношения к майнинговой ферме. Ну озаботился бы этой проблемой «главный промышленник» правительства области Максим Петров: «Дормаш» не работает и при этом потребляет огромное количество электроэнергии, стал бы выяснять, что за производство такое организовано на территории бывшего завода, это было бы, наверное, объяснимо. Но нет: правая рука губернатора сразу расставляет все точки над «i», нет, мол, никакой фермы, ни я, ни губернатор здесь ни при чем. Удивительно также, что «Орловский энергосбыт», компания, не дающая спуска ни единому должнику-физлицу, была относительно лояльна, как нам кажется, по отношению к нынешним фигурантам уголовных дел, которые не очень-то торопились с расчетами за электроэнергию.
«Вопросы к «Диджитал Групп» у «Орловского энергосбыта» возникли в том же 2019 году. Именно тогда был подан первый иск к фирме о взыскании суммы свыше 2 млн рублей по договору энергоснабжения, — сообщило издание «Орловские новости» 11 января 2021 года. — Однако тогда арбитраж оставил иск без рассмотрения, так как ни одна из сторон в суд не явилась. Через год «Орловский энергосбыт» снова обратился в суд, потребовав с «Диджитал Групп» уже 3,2 млн рублей. Но иск постигла та же участь, что и предыдущий. По тем же основаниям».
Сам «Орловский энергосбыт» сегодня называет ЗАО «Дормаш» лидером по объему дебиторской задолженности среди коммерческих предприятий. «В числе арендаторов этой производственной площадки – ООО «Диджитал Групп» и «Технология света», занимавшиеся майнингом криптовалюты на энергоемком оборудовании, которое было подключено к электросетям завода-банкрота. Долг майнеров за электроэнергию составляет 5,4 млн рублей. В отношении руководителей вышеназванных организаций возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 165 УК РФ (Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), согласно которой им грозит до пяти лет лишения свободы, сообщается 11 января 2022 года на официальном сайте компании «Орловский энергосбыт».
Вот только кто возместит энергетикам этот самый крупный долг? Компании-банкроты? И ответит ли руководство «Энергосбыта» за то, что допустило образование столь крупной задолженности и даже не попыталось отключить должников от сети?

 

6.02.19_3cКомментирует депутат Виталий Рыбаков:

— Как пишет уважаемое издание «Орел Таймс», майнинговая ферма на территории завода «Дормаш» якобы появилась в 2019 году. Однако у меня была информация, что всё это началось ещё со времён горе-управленца Потомского. И поскольку был период окончательного «раздербанивания» завода, тогда «фермеры» вообще ничего не платили. У меня было подозрение, что происходило это с ведома коммуниста Потомского: как говорится в известной русской пословице, «в мутной водичке легче рыбку ловить». И никто сейчас не скажет, сколько «фермеры» всего использовали электроэнергии за счёт идущего ко дну «Дормаша».
Шло время, ситуация менялась, и «фермерам» через какое-то время всё же пришлось переходить в более легальное русло в вопросе потребления большого количества электроэнергии, как говорится, халява закончилась. Зато появилась новая  — под названием  «административный ресурс».
Я как человек, долгое время работающий в реальном секторе экономики, которому чужды всякого рода майнинги с криптовалютами, четко понимаю ситуацию, которая сложилась с неплатежами за электроэнергию в особо крупном размере.
Считаю, что для начала правоохранительным органам надо изучить договор отпуска электроэнергии потребителям: посмотреть, сколько её потреблялось, когда завод не работал, особенно с того момента (даты), когда потребления практически не было, и вдруг произошёл его резкий скачок.
Следует проверить биллинг в этом квадрате сотовой связи за три года (давайте обратимся к закону Яровой), также необходимо проверить Интернет- провайдеров, предоставляющих услуги на территории завода «Дормаш».
Мое предположение: такие действия без покровительства чиновников высокого уровня невозможны.
Также у меня вызывает подозрение, что в журналистских расследованиях по этим вопросам дважды всплывала персона советника губернатора.