«ОС» №24 (648) от 21 июля 2021 г.
20 июля депутаты Справедливой команды Орловского горсовета Виталий Рыбаков, Игорь Рыбаков, Руслан Перелыгин, Евгений Косогов, Сергей Елесин, Виктор Панухник и Игорь Коновалов побывали на Красном мосту. Выездную депутатскую инспекцию они предприняли, так и не дождавшись внеочередной сессии горсовета, которую по общему решению депутатов назначили на июль и на которой детально должны были рассмотреть ситуацию с ремонтом Красного моста. А ситуация на стратегическом городском объекте, как хорошо известно жителям Орла, довольно печальная. Работы на мосту приостановлены и когда возобновятся, неизвестно. Не возводится и временный пешеходный мост. При этом губернатор Клычков делает оптимистические заявления, что подрядчик наверстает упущенные сроки, а мэр Парахин и вовсе про Красный мост не вспоминает. Председатель горсовета Василий Новиков на прошлой неделе, правда, выразил обеспокоенность и опять пообещал провести сессию по «мостовому» вопросу – но и только. Поэтому Справедливая команда выехала на мост, что депутаты смогли лично увидеть, что происходит на объекте.
На мосту депутаты пообщались с начальником участка Николаем Андрушко, который пояснил им, что на сегодняшний день на объекте работает 8 человек. Почему так мало? Потому что «пока нет решения института, который разрабатывал проект»:
— Проект этот не доработан, и из-за этого все работы приостановились. На сегодняшний день восемь человек технологический мост заканчивают для переключения тепловых сетей. Если проектные решения будут приняты вовремя, то здесь будет не очень много работы. Но это все зависит от заказчика и проектного института. Как только мы получим документацию, так сразу приступим к работе, — рассказал депутатам руководитель проекта Андрушко.
Депутаты его оптимизма не разделили, и сразу после поездки на мост оправились на Пролетарскую гору, где нанесли визиты зампреду горсовета Владимиру Негину и первому заместителю мэру Орла Олегу Минкину. Кстати, ни спикера горсовета Василия Новикова, ни мэра Парахина на месте не оказалось.
У Негина как зампреда горсовета и руководителя самой большой фракции депутаты Справедливой команды спросила, поддерживает ли он решение провести внеочередную сессию и рассмотреть на ней вопрос о ходе ремонта Красного моста.
— Если вы про мост, то это нас безусловно интересует, — ответил Негин. – Что касается сессии, надо уточнить… У нас решение о проведении сессии принимает председатель, но я вас услышал. Я уточню и проинформирую в течение нескольких дней.
Следующая беседа состоялась в кабинете первого зама мэра Олега Минкина, отвечающего за реконструкцию Красного моста.
— Что с Красным мостом будем делать?
— Реконструировать.
— У нас есть сомнения и опасения, что работы очень отстают от сроков, и мы не нагоним это отставания ни до конца года, ни через два с половиной года.
— Есть опасения. Опасения всегда есть. В любом контракте есть опасения, что подрядчик не справится со своими обязанностями. В любом контракте.
— Поступали ли в администрацию какие-то поручения о подготовке материалов для внеочередной сессии горсовета, и известно ли вам что-либо о том, когда будет внеочередная сессия?
— Вы задаете вопрос не по адресу. Я не готов сейчас сказать, в канцелярию не приходило никаких поручений.
— Согласованы ли изменения в проектную документацию?
— Проектная документация еще не откорректирована в полном объеме…
— Обращался ли в администрацию руководитель ООО «Ремспецмост» Подрезов с просьбой об увеличении стоимости строительства Красного моста?
— Пока не обращался.
— Какие сейчас есть претензии к работе подрядчика?
— Сейчас есть претензии по поводу того, что не выполняются такие работы, которые могли бы выполняться – на коммуникационном и пешеходном мостах. Они ведутся крайне медленными темпами.
— И что администрация делает, как стимулирует?
— Ведется претензионная работа.
— А процедуру дисквалификации данного подрядчика не запускаете?
— Для того чтобы его дисквалифицировать, надо сначала расторгнуть контракт.
В общем и целом после поездки на мост и бесед с в мэрии депутаты Справедливой команды пришли к не очень утешительным для жителей города выводам. Каким? Об этом они рассказали «Орловской среде».
Депутат Игорь Рыбаков:
— Мы пришли на мост целой командой депутатов, Справедливой командой. На мосту работает восемь человек, все остановлено, ничего не движется. Нас встретил начальник участка и честно сказал, что есть проблема с проектом. Они на свой страх и риск залили бетон, поставили арматуру не в соответствии с проектом и теперь хотят эти работы легализовать, изменив проект.
После поездки на мост мы зашли к Минкину, он нам долго рассказывал, что вообще допустимый срок выполнения работ – 54 месяца. И я не увидел, что у него есть желание сделать все, как говорится, еще вчера. Мы также были в горсовете, Василия Новикова не было, мы пошли к его заместителю Негину и тоже задали ему вопросы. Я спросил: Новиков пообещал, что будет внеочередная сессия, касающаяся разбора полетов по Красному мосту, но, получается, он свое обещание не держит? Новиков – главный депутат города Орла, видный член «Единой России». Он должен держать свое слово? Должен. Но у нас складывается такое впечатление, что он хочет это дело замылить. Хотя Негин ответил, что раз Новиков пообещал, то сессия будет.
Депутат Руслан Перелыгин:
— Обстановка на Красном мосту расслабленная, работы активно не ведутся. И никто не может сказать, в чем настоящая причина, кроме официальной версии – ожидания изменений в проектной документации. Между тем на заседании профильного комитета представитель заказчика – УКСа говорил нам, что должен приехать представитель проектной организации, и что решение о внесении изменений должно быть принято в течение трех дней. На самом деле мы видим, что это решение не могут принять уже месяц. И я предполагаю, что подрядчику просто надо узаконить задним числом уже сделанные вразрез с проектом конструкции. А поскольку ведется авторский надзор, то ни одна проектная организация не захочет подводить себя под уголовное дело. Это мое предположение.
И скорее всего, сроки выполнения работ будут затянуты. При этом, как пояснил нам товарищ Минкин, подрядчик не предъявляет никаких документов на выполненные работы, для того чтобы закрыть аванс в размере 198 миллионов рублей. Складывается впечатление, что администрация не знает, как поступить с этим подрядчиком, и, скорее всего, будут сейчас просто затягивать процесс.
Мы хотели спросить мэра, что он думает о самой большой стройке в городе Орле, от которой зависит как транспортная инфраструктура, так и муниципальное Трамвайно-троллейбусное предприятие, которое несет убытки, но мэра на месте не оказалось. Мы зашли к председателю городского совета – его тоже не было. Зашли к его заместителю Негину, спросили будет ли сессия. Ничего внятного он нам не ответил. Мы зашли в профильный комитет, который должен этот вопрос инициировать для рассмотрения на внеочередной сессии. И от специалиста мы получили ответ, что команды готовить данный вопрос к сессии не было. То есть можно сделать вывод, что сессия и не планировалась.
Депутат Евгений Косогов:
— На июньской сессии горсовета депутат Виталий Рыбаков просил внести в раздел «Разное» вопрос о ходе ремонта Красного моста. Ранее на заседании профильного комитета по строительству я просил рассмотреть этот вопрос на внеочередной сессии горсовета в июле. И на июньской сессии председатель горсовета Новиков с этим согласился, пообещав собрать внеочередную сессию и рассмотреть все проблемы с Красным мостом. Но, как я понимаю, заботы жителей мало кого беспокоят – к 20 июля сессию так и не собрали. Поэтому мы решили в рамках своих депутатских полномочий выйти на Красный мост, посмотреть, какие работы ведутся. Часть работ по армированию и заливка бетоном оснований со стороны ЦУМа были сделаны не по проекту, и их сейчас планируют узаконить путем внесения изменений в проект. Мы прекрасно понимаем, что в сезон активных работ 2021 года по вине проектировщика, который допустил много недоработок, мы имеем проект, который не соответствует действительности. А также мы имеем подрядчика с очень слабой материальной базой: наемная техника, персонал непонятно откуда – это не трудоустроенные в данной фирме сотрудники, а вахтовики, которые приехали, может быть, даже не из российских регионов, а из соседних стран. На данном этапе никто не мешает подрядчику выполнять работу на коммуникационном и пешеходном мостах, однако работа ведется, мягко скажем, вразвалочку, играет музыка, ребята особо никуда не спешат. Непонятно, зачем было врать людям, что эти временные мосты сделают в мае, в июне? А теперь профильный зам мэра Минкин сообщает нам, что по проекту срок сдачи моста – 54 месяца. То есть почти пять лет (а по контракту – два года). То есть, как я понимаю, в этой ситуации чиновники наши пытаются выкрутиться, прикрыть свое заднее место. Но как инженер могу сказать, что два года – это за глаза. За этот срок мост можно сделать при условии, если есть специалисты, техника и желание работать. И если у фирмы есть подушка безопасности – собственные денежные средства. А у этого подрядчика ее нет. И думаю, чтобы получить дополнительные деньги, сейчас возникнет тема увеличения стоимости контракта из-за резкого подорожания материалов. Но дело в том, что из 200 миллионов рублей полученного аванса подрядчик смог подтвердить, что выполнены работы только на 22 миллиона. И это говорит о том, что данная компания не в состоянии строить и ремонтировать подобные объекты, поскольку не обладает ни материально-техническими, ни финансовыми, ни людскими ресурсами. И не исключаю, что она была специально создана для получения подрядов на строительство и ремонт мостов в Орловской области. Потому что у этой фирмы, кроме директора, ничего нет. Вызывает сомнения и состоятельность проектной организации. То есть на данный момент мы имеем несостоятельный проект, целые разделы которого надо перерабатывать. Кстати, Госэкспертиза в Орловской области впервые столкнулась с такой ситуацией. А ситуация тупиковая.
Еще на начальном этапе я предлагал не заключать контракт с данным подрядчиком, потому что прокуратура выявила махинации с документами, представленными данной фирмой на конкурс по ремонту моста. Ранее она ремонтировала мост «Дружба» — мост загублен. И сейчас все делается для того, чтобы загубить Красный мост – центральную транспортную артерию города, который будет неизвестно когда сдан. И это самое печальное для жителей города.
Депутат Сергей Елесин:
— Поскольку внеочередная сессия горсовета, на которой должен был всесторонне рассматриваться вопрос о состоянии красного моста, к 20 июля так и не собралась, мы, депутаты Справедливой команды, решили сами приехать на мост и лично посмотреть, что там происходит: как идут работы, сколько людей на объекте, насколько правильно доносится информация до граждан. Поездка показала: работа на Красном мосту не ведется. Самое интересное, что подрядчик мотивирует остановку основных работ тем, что надо внести изменения в проектную документацию. Но при этом из 200-миллионного аванса, который ушел подрядчику, освоено только около 10 процентов средств. Подрядчик почему-то не занимается возведением временной переправы, которую нам обещали еще в конце прошлого года, потом к апрелю, к маю, но которую мы так и не увидели. То есть эти работы приостановлены необоснованно. Возникает вопрос, почему так происходит?
Затем мы поехали в горсовет и нанесли визит руководителю фракции «Единая Россия» Негину, еще раз выступив с инициативой все-таки провести внеочередную сессию, чтобы все ответственные за мост лица отчитались перед депутатами. Как рассказал нам заместитель мэра Минкин, сейчас с подрядчиком ведут претензионную работу, и сроки затягиваются. Как выяснилось, срок выполнения работ по проекту составляет 54 месяца. То есть, когда говорили, что мост сделают за два года, это было лишь красным словцом для жителей. Поэтому подрядчик не спешит. Это первый вопрос. А второй серьезный вопрос – это рост цен на металл. Все основные конструкции, которые применяются при ремонте моста, металлические. В металл за последние полгода подорожал более чем в два раза. И сейчас по сути должен встать вопрос об увеличении стоимости контракта, которая может вырасти с полутора до двух миллиардов. И эти вопросы необходимо выносить на сессию, чтобы правильно информировать депутатов и граждан о том, что происходит. Думаю, через пару дней будет ясно, состоится эта сессия или нет.
Депутат Игорь Коновалов:
— Выехав на Красный мост, мы увидели, что все стоит на месте, никакие работы особо не ведутся. В апреле, мае, июне нам обещали согласовать изменения в проектную документацию, который, как говорят, не актуален. Прошло уже четыре месяца – мы все ждем согласований. Я спрашивал у начальника участка, когда все же проектный институт предоставит нам проект, который нужен? Ответа не последовало – он не знает. То есть никаких временных рамок нет. Когда будет продолжен ремонт моста, мы не услышали ни от кого. Всё в подвешенном состоянии. И все ссылаются на питерский проектный институт, который пересматривает проект. И еще месяца полтора назад на заседании комитета заместитель главы администрации Минкин в ответ на мой вопрос о сроках ремонта признал, что подрядчик вряд ли впишется в те 24 месяца, которые прописаны в контракте. Тем более что по проекту срок выполнения работ – 54 месяца. И, по моему мнению, мы действительно идем к сроку в пять лет, которые изначально планировались. Поэтому в такой обстановке внеочередная сессия с вопросом о состоянии Красного моста должна состояться по умолчанию. Депутаты за это проголосовали. Но к 20 июля мы не увидели никаких сдвигов, и аппарату горсовета никто никаких распоряжений о подготовке документов к сессии не давал. В целом ситуация удручающая. При этом Клычков заявляет, что все под контролем, все работают, будет увеличено число рабочих на мосту. А по факту мы увидели восемь человек… Никто ничего не делает.
Депутат Виталий Рыбаков:
— Наблюдая, как складывается ситуация с ремонтом Красного моста и вспоминая печальный опыт ремонта моста «Дружба», Справедливая команда решила выехать на мост, чтобы на месте увидеть, что там происходит.
Мы знаем, что подрядчик получил аванс в 198 миллионов рублей. Из них представлены акты выполненных работ на 22 миллиона. Что с остальными деньгами? Рабочих на мосту нет (восемь человек). Техника взята в лизинг, и за ее аренду, как мы знаем, подрядчик не заплатил. Работы практически не ведутся. Я как человек, знающий, что такое экономика, что такое планирование производства работ, что такое кассовый разрыв, полагаю, что здесь что-то нечисто. Чтобы выяснить, что именно, я буду обращаться в прокуратуру Орловской области и просить проверить движение денежных средств, поступивших на счет подрядчика. Да, это коммерческая организация, но ей перечислена крупная сумма бюджетных средств, это деньги народа, и мы имеем право знать, как ими распорядились, куда и на какие цели они пошли, каким субподрядчикам или кому-то еще. По моей информации, денег у подрядчика нет, потому что рабочим не выплачивали зарплату, задолжали за аренду спецтехники… Складывается впечатление, что почти 200 миллионов рублей ушли куда-то не по назначению. Поэтому депутаты Справедливой команды будут просить прокуратуру проверить банковские проводки, так как мы не понимаем, куда делись бюджетные деньги. При этом хочу акцентировать внимание, что бить тревогу, звонить во все колокола и бежать впереди других в этом вопросе должно руководство горсовета – председатель Новиков, его заместители Негин и Дынкович. Они получают непомерно высокие зарплаты, особенно в сравнении с рядовым жителями нашего региона. И, получая такие зарплаты, они не проявляют никакой инициативы. Сегодня мы пришли в горсовет после поездки на мост: Новикова нет вообще, Негин сказал, что он только из отпуска. Мы им про Фому, они нам — про Ерему. Дынкович вообще непонятно по каким делам ходит из кабинета в кабинет и изображает бурную деятельность. Меня как депутата это настораживает. Вот поэтому мы и решили взбодрить группу этих товарищей и поставить вопрос ребром.
От редакции:
Надеемся, что после депутатского рейда Справедливой команды «группа товарищей» не только взбодрится и все-таки проведет внеочередную сессию горсовета, но и заставит администрацию Орла принять решительные меры, чтобы Красный мост не превратился в долгострой и не превратил жизнь орловчан в нескончаемый транспортный кошмар.