Черные дыры орловской соцзащиты

www.orelsreda.ru еженедельник «Орловская среда» 16 октября 2019

16.10.19

На днях популярный сайт «Орлец» опубликовал любопытную информацию о закупках компьютерной техники областным департаментом соцзащиты под руководством госпожи Гаврилиной, слава о которой недавно разнеслась на всю страну благодаря передаче Александра Гордона о ЧП в Болховском доме-интернате, показанной по Первому каналу центрального телевидения. Читатели «Орлеца» практически сразу заметили, что речь в опубликованном материале идет о событиях годичной давности – закупка датирована 2018 годом. Администраторы «Орлеца», в свою очередь, добавили, что в свое время на данную закупку внимания не обратили, поэтому и спустя год тема не теряет актуальности. Должны сказать, что «орлецы» несколько ошиблись: дело в том, что внимание на сомнительную закупку как раз обратили. Причем не кто-нибудь, а Контрольно-счетная палата Орловской области. Но в целом наши коллеги правы: от этого ничего не изменилось. Так что тема по-прежнему актуальна.

ПО «ДЕСЯТОЧКЕ» СВЕРХУ
Проверка, в ходе которой КСП Орловской области выявила нарушения в процессе закупок товаров, работ и услуг, допущенные департаментом соцзащиты Орловской области, проводилась в начале нынешнего года. А компьютеры, о которых идет речь, закупались в ноябре 2018-го. Всего ведомство госпожи Гаврилиной закупило 30 компьютеров, причем, как утверждает КСП, никак не обосновав, почему понадобилось именно это количество. Кроме того, начальная цена закупки определялась в целом за комплект, именуемый автоматизированным рабочим местом, а не за каждую составляющую этого комплекта, как это положено по установленным нормативам. В частности, в комплект типа 1 входили: системный блок, монитор, многофункциональное устройство (МФУ), источник бесперебойного питания (ИБП), клавиатура и компьютерная мышь. По версии департамента, начальная максимальная цена такого комплекта составляла 83 тысячи 620 рублей. Понять, что сколько стоило по отдельности, в данном случае невозможно. Между тем цена того же комплекта, в соответствии с утвержденными предельными требованиями, не могла превышать 72 тысяч 473 рублей. Комплект типа 2, включающий ту же технику плюс сетевой фильтр, в ведомстве госпожи Гаврилиной оценили в 84 тысячи 73 рубля, тогда как предельная цена составляла 73 тысячи 289 рублей. В общем, на каждый комплект попросту накинули по 10 с лишним тысяч – что называется, с потолка. В результате чего за 30 комплектов компьютерной техники департамент переплатил поставщикам 327 тысяч 150 рублей. И это только с одной закупки – в ноябре 2018 года. А вообще таких закупок было три. 10 декабря 2018 года, то есть менее чем через месяц после закупки 30 компьютеров, департамент приобрел еще 2 комплекта техники типа 1 – уже по 111 тысяч 193 рубля (при той же предельной цене в 72 тысячи 473 рубля) и 10 комплектов типа 2 по 83 тысячи 880 рублей (предельная цена – 73 тысячи 289 рублей). Вдобавок к этим комплектам были закуплены два многофункциональных устройства: типа 1 – за 70 тысяч 733 рубля (при нормативе в 20 тысяч рублей) и типа 2 – за 20 тысяч 766 рублей (при нормативе 18 тысяч рублей). Сумма переплаты по этой закупке составила 236 тысяч 846 рублей.
Еще через несколько дней, 21 декабря 2018 года, состоялась третья закупка опять же двух комплектов компьютерной техники и жесткого диска. Здесь переплатили сущую «мелочь» – всего 31 тысячу 378 рублей. Всего же в ноябре-декабре только на закупках компьютеров и комплектующих департамент соцзащиты за здорово живешь отдал частным фирмам 595 тысяч 375 рублей. Что это за фирмы, стоит отметить особо.

УЧИТЕСЬ, ОРЛОВСКИЕ
Как сообщается в отчете КСП, при закупке 30 компьютеров в ноябре 2018 года департамент соцзащиты для определения начальной максимальной цены контракта запрашивал коммерческие предложения у поставщиков. Таких предложений было три. ООО «Интер АйДи-Системный интегратор» предложило поставить 30 комплектов компьютерной техники за 2 миллиона 471,8 тысячи рублей (включая НДС). ООО «Бизнес-Док» – за 2 миллиона 536 тысяч (без НДС), и ЗАО «Калуга Астрал» – за 2 миллиона 545 тысяч р+ублей (включая НДС). При этом, как выяснили в ходе проверки аудиторы КСП, учредитель и директор ООО «Бизнес-Док», зарегистрированного в городе Туле, господин С. Ворона также является соучредителем ООО «Калуга Астрал Ккт», зарегистрированного в городе Калуге. Одновременно с Вороной соучредителями этого калужского ООО являются господа В. и И. Чернины, они же – соучредители ЗАО «Калуга Астрал». То есть, как установила КСП, юридические лица с признаками взаимозависимости изначально участвовали в формировании цены контракта, а потом одно из этих юридических лиц – ООО «Бизнес-Док» – этот самый контракт и заполучило – причем как единственный участник аукциона. При этом, как отмечается в отчете КСП, в аукционной документации имела место излишняя детализация параметров поставляемых товаров (в данном случае детали расписали аж на 19 листах), а поставку 30 комплектов оборудования требовалось осуществить в течение очень короткого срока – 10 дней. А это, по мнению КСП, свидетельствует о возможности ограничения конкуренции. Если же собрать в одно целое признаки взаимозависимости, сомнительное формирование цены контракта и излишние требования, явно направленные на отсечение нежелательных участников торгов, перед нами налицо, как принято нынче выражаться, так называемые коррупционные маркеры. И, надо сказать, это не единственная закупка, в которой эти самые маркеры просматриваются. Так, все в том же ноябре 2018 года департамент соцзащиты заключил госконтракт на поставку и установку оборудования для видеоконференцзала на общую сумму 1 миллион 824,2 тысячи рублей. Опять же с единственным поставщиком. С кем бы вы думали? Правильно, все с тем же тульским ООО «Бизнес-Док». И опять же в аукционной документации – излишняя детализация параметров (на сей раз на 29 листах), то есть просто подгонка требований под конкретное оборудование фирмы-поставщика, и опять же – 10-дневный срок исполнения контракта. Словом, все как под копирку, но есть и «изюминка». Состоит она в том, что по соглашению сторон было изменено одно из условий контракта, а именно цифровой микшер ECLER решили заменить на микшер Yamaha якобы потому, что характеристики второго лучше, чем характеристики первого. Может быть, и так, но дело в том, что, проанализировав рыночные цены на аналогичное оборудование, КСП установила, что средняя цена микшера ECLER – 107 тысяч рублей, а микшера Yamaha – 35 тысяч. Что называется, почувствуйте разницу в 72 тысячи рублей, которые ООО «Бизнес-Док» департаменту соцзащиты, разумеется, не вернуло, что и отражено в акте КСП.
Вообще же департамент соцзащиты Орловской области за один месяц 2018 года (с 20 ноября по 21 декабря) заключил с тульской компанией «Бизнес-Док» пять контрактов на сумму более 7 миллионов рублей (!).

ВЫГОДНО И НЕПЫЛЬНО
Справедливости ради отметим, что ООО «Бизнес-Док» – не единственная тульская фирма, к которой благоволило ведомство госпожи Гаврилиной. В прошлом году департамент соцзащиты щедро обеспечил бюджетными деньгами еще пару коммерсантов из соседней области. Как это происходило, рассказывается все в том же отчете КСП.
Итак, в 2018 году департамент провел ряд закупок по доработке и сопровождению компьютерных программных комплексов. В частности, 15 июня (дата в данном случае важна) с тульским ООО «КБ АСП» был заключен контракт на сопровождение автоматизированной системы «Адресная социальная помощь» (далее – АС «АСП») с началом срока исполнения – со дня подписания контракта, то есть с 15 июня. Приемка выполненных услуг должна была осуществляться заказчиком ежеквартально. Однако через пять дней после подписания контракта, 20 июня, тульское ООО выставило департаменту соцзащиты счет на 465 тысяч рублей за услуги, оказанные во втором квартале 2018 года, то есть в апреле-мае-июне. Повторим: контракт с ООО «КБ АСП» был подписан 15 июня. Однако, невзирая на абсурдность происходящего, уже 28 июня ведомство Гаврилиной полностью оплатило счет и таким образом, как констатирует КСП, необоснованно израсходовало почти полмиллиона рублей из бюджета. При этом в актах выполненных работ, представленных исполнителем и подписанных заказчиком, отсутствовала информация о том, какие конкретно работы по сопровождению АС «АСП» выполнила тульская фирма. То есть фактически она могла и вообще ничего не делать – акты все равно подписали и деньги перечислили. На этом департамент не успокоился и осенью 2018 года, несмотря на уже заключенный с ООО «КБ АСП» контракт на сопровождение АС «АСП», заключил еще два – уже на доработку той же самой системы адресной социальной помощи. И хотя по действующему контракту доработкой (или модернизацией) системы и должна была заниматься упомянутая выше тульская компания, орловская соцзащита привлекла к этому прибыльному и непыльному делу еще двух подрядчиков – индивидуального предпринимателя С. Савельеву из Тулы и ООО «ХТИ» – из Орла. Оба контракта были исполнены в рекордные сроки: ИП Савельева «доработала» автоматизированную систему за 13 дней, за что получила по контракту 1 миллион 116 тысяч рублей, а ООО «ХТИ» и вовсе справилось с заданием по доработке программного обеспечения «Реестр льготников» за день, заработав таким образом 398 тысяч рублей, хотя срок исполнения контрактов составлял 22 дня. Стоит ли говорить, что в актах опять же не было детализации выполненных работ?
Любопытно также проследить, как той же ИП Савельевой удалось заполучить столь лакомый контракт. В аукционе на доработку автоматизированной системы «АСП», кроме уже упомянутой ИП Савельевой, участвовало знакомое нам ООО «КБ АСП», предложившее снизить начальную максимальную цену контракта… на один рубль! Не растерявшаяся ИП Савельева тут же снизила цену на 5600 рублей – и получила миллионный контракт! Аналогичным образом был проведен и ряд других закупок – опять же с участием тульских фирм.
Необоснованные закупочные цены, ограничение конкуренции, приемка невыполненных работ, низкая экономия бюджетных средств и прочие, и прочие, и прочие нарушения, выявленные ревизорами КСП в ходе проверки деятельности департамента соцзащиты, ясно свидетельствуют, что ведомство Гаврилиной превратилось в черную дыру, куда проваливаются бюджетные деньги – причем без каких-либо последствий для чиновницы. Отчеты КСП до сих пор не вызвали никакой адекватной реакции ни со стороны правоохранительных органов, ни со стороны непосредственного начальника госпожи Гаврилиной губернатора Клычкова. Как отмечает сайт «Орлец», «ни у кого никаких вопросов». Словом, работайте дальше, Ирина Александровна, в Туле еще много фирм.

Комментирует депутат Орловского облсовета Виталий РЫБАКОВ:
– «Широта» работы департамента соцзащиты под руководством Ирины Александровны Гаврилиной впечатляет. vmt_9814_mЯ уже не первый месяц внимательно наблюдаю за деятельностью возглавляемого ей департамента и все больше убеждаюсь: человек оказался на месте руководителя по недоразумению. Можно было бы понять, если бы контролирующие органы выявили один-два случая нарушений как в работе самого департамента соцзащиты, так и подведомственных ему учреждений. Но, как видно из отчетов КСП, такие нарушения происходят систематически, то есть имеет место система упущений и недоработок. Статистика – упрямая вещь: практически нет ни одной проверки КСП, которая не выявила бы тех или иных нарушений: там переплатили миллион, там поставили некачественную продукцию, там заключили сомнительный контракт… Поэтому, думаю, организация тотальной проверки деятельности департамента соцзащиты и последующие оргвыводы – лишь дело времени. Только недавно в прессе были опубликованы результаты проверки КСП целевого и эффективного использования бюджетных средств в Болховском доме-интернате, и вот теперь появляется публикация о закупках департаментом компьютерной техники. Просто, зная рыночные цены на компьютеры с определенными параметрами, необходимыми для выполнения тех функций, которые входят в служебные обязанности чиновников, работающих в системе социальной защиты, могу с уверенностью сказать: эту технику можно было закупить гораздо дешевле. Департамент соцзащиты не конструкторское бюро, следовательно, здесь используют простейшие программы, однако технику закупили по непомерно дорогим ценам. Можно вспомнить и другие интересные факты, которые тоже отражены в документах КСП: например, как департамент закупил офисную бумагу или те же компьютеры в таком количестве, в котором просто не было нужды.
Читаешь и диву даешься – действительно, какая-то черная дыра. Здесь на память приходят хрестоматийный персонаж из романа «Двенадцать стульев» завхоз Альхен – застенчивый «голубой воришка» и его многочисленные родственники, которые обкрадывали старух во втором доме «Старсобеса», а завхоз Александр Яковлевич при этом конфузился и сгорал от стыда. Кто в нашем собесе Александр Яковлевич, кто Исидор Яковлевич, а кто Паша Эмильевич, думаю, в скором времени разберется Следственный комитет.
Я, в свою очередь, готовлю очередное депутатское обращение в областную прокуратуру и буду просить провести тотальную проверку ведомства, которым руководит Ирина Гаврилина. А ее работодателю Клычкову, думаю, настало время поинтересоваться и документами Контрольно-счетной палаты региона, и особенностями деятельности департамента соцзащиты в целом и его руководителя в частности.