«ОС» №20 (513) от 27 июня 2018 г.
На прошлой неделе врио губернатора Андрей Клычков сообщил своим подписчикам в соцсетях, что «подписал соглашение с инвестором о строительстве Западного обхода города Орла». Новость немедленно подхватили орловские СМИ, что и неудивительно: о необходимости объездной дороги в Орле говорят уже не первый год, однако дальше разговоров и обещаний дело не движется.
Построить трассу, которая смогла бы освободить городские улицы от потока большегрузных автомобилей, орловчанам обещал еще неподражаемый экс-губернатор Потомский начиная с 2015 года. И, как это было ему свойственно, обещания не выполнил. Сменивший Вадима Владимировича Андрей Евгеньевич подхватил эстафету – и вот подписал некое соглашение.
Подробности его, правда, предпочел не разглашать, сообщив лишь, что западный обход «будет проходить по территориям Урицкого и Орловского районов» и что «инвестор будет строить дорогу полностью за свой счёт. Срок строительства – 2019-2020 годы. Протяжённость обхода – 15 км. Инвестором выступит ЗАО «Русская холдинговая компания».
Между тем, по сведениям об основном и дополнительных видах деятельности, ЗАО «РХК» с уставным капиталом чуть более 647 миллионов рублей, зарегистрированное в Москве в ноябре 2002 года, занимается вложениями в ценные бумаги, предоставлением прочих финансовых услуг, подготовкой к продаже собственного недвижимого имущества, исследованием конъюнктуры рынка и изучением общественного мнения, но никак не дорожным строительством.
По данным источников издания «Коммерсант-Черноземье», в строительство западного обхода РХК намерено вложить 3,2 миллиарда рублей, что вызывает несколько резонных вопросов. Во-первых, где компания возьмет деньги, если уставный капитал РХК почти в пять раз меньше, выручка за последний отчетный период (а это 2016-й год) составила ноль рублей ноль копеек, а убыток – 312 тысяч рублей? Во-вторых, если даже предположить, что каким-то чудом РХК удастся получить кредит и вложить деньги в строительство, то какой в этом резон? Ответ напрашивается сам собой: трасса будет платной – и плата, само собой, пойдет вовсе не в региональный бюджет. Отсюда возникает следующий вопрос: какую выгоду от проекта получат Орловская область и город Орел? Господин врио губернатора в соцсетях и его пресс-служба в официальном пресс-релизе уверяют, что западный обход избавит улицы областной столицы от десятков тысяч машин, которые доставляют массу неудобств горожанам и разбивают и без того далеко не идеальные орловские дороги. Но где гарантия, что автомобилисты предпочтут платную трассу бесплатному проезду по городским улицам?..
Впрочем, вряд ли стоит заглядывать так далеко: как подсказывает печальный орловский опыт последних лет, масштабные проекты с миллиардными «вложениями», анонсируемые, как правило, накануне очередной избирательной кампании, ничего общего с реальностью не имеют. Полагаем, строительство западного обхода Орла – как раз такой случай.
Комментирует депутат Орловского облсовета Виталий РЫБАКОВ:
– В связи с сообщениями о заключении соглашения по строительству западного обхода Орла опять приходится заниматься критикой. Для критики должна быть почва – и в данном случае она есть. Я как депутат областного совета, как гражданин должен высказать свое мнение. И оно кардинально отлично от того, что нам сегодня говорят от лица исполнительной власти. А нам говорят, что объездную дорогу вокруг Орла начнут строить уже осенью. Как это возможно, если еще даже не согласован проект – а на согласование требуется несколько месяцев? Уже в начале этого информационного потока я усматриваю лукавство. Далее: объездная дорога строится, чтобы большегрузы не ездили через город, то есть городские власти перекроют им проезд. Соответственно их пустят через платный участок. Я знаю, что по федеральному закону должна быть бесплатная дорога-дублер. Ее нет. Значит, западный обход не может быть платным. Отсюда вытекает следующее: каждый инвестор вкладывает деньги, чтобы потом получить прибыль. Какая прибыль от бесплатной трассы? Это первое. Второе: предположим, что инвестор все же намерен вложить эти деньги – но где он их возьмет? В кредит под поручительство Орловской области? И какой банк даст деньги заемщику с такой финансовой историей, с нулевой выручкой за 2016-й год? Сведений о результатах так называемой деятельности этой фирмы в 2017 году пока нет, но как человек, работающий в реальном секторе экономики, могу с уверенностью сказать, что за год фирму с нулевым балансом и убытком в несколько сотен тысяч рублей невозможно сделать флагманом в дорожной отрасли. Тем более если учесть, что специализация у этой компании совсем другая. Здесь можно вспомнить, что конкурс на строительство пешеходного моста в Орле в свое время тоже выиграла фирма, никогда мостостроением не занимавшаяся. То есть это непрофильные фирмы, очень похожие на так называемые фирмы-прокладки.
Поэтому, как мне кажется, вся эта история связана с известным событием, которое нас ожидает в сентябре: до граждан всеми силами пытаются довести информацию об успехах врио в краткосрочной перспективе. Возможно, временно исполняющего обязанности губернатора вводят в заблуждение относительно этого так называемого инвестпроекта: подготовкой документации занимаются те же самые люди, которые плотно, рука об руку работали с досрочно отставленным губернатором Потомским, при котором подобные неосуществимые проекты штамповались во множестве. И, полагаю, они сумели убедить врио подписать и прокомментировать это непонятное соглашение. Сейчас я готовлю депутатский запрос и буду просить предоставить мне копию этого документа, чтобы ясно понимать, о чем в нем идет речь. Очень надеюсь, что из этого не сделают коммерческую тайну, как это было при отставнике Вадиме Владимировиче.
Пока же уместно вспомнить русскую поговорку о том, что цыплят по осени считают. Боюсь только, что при таком изначальном раскладе не будет ни цыплят, ни осени…