БЕЗ ТЕНИ СМУЩЕНИЯ

«ОС» №12 (505) от 4 апреля 2018 года

Как чиновник Тарасов работал «в интересах народа»

На прошедшей в пятницу сессии облсовета депутаты в рамках традиционного часа контроля призвали к ответу чиновников из команды бывшего губернатора Потомского — двух нынешних зампредов областного правительства Вадима Тарасова и Сергея Филатова. Речь шла о серьезных экономических проблемах – плачевном положении орловских ГУПов и провальной инвестиционной политике. Впрочем, сами чиновники ничего плачевного и провального в существующем положении вещей не нашли и без тени смущения попытались уверить депутатов, что все три с половиной года под патронажем Потомского трудились «во имя и на благо».

БАЛАНС НЕ СОШЕЛСЯ
04.4.18_4Главный финансист области Вадим Тарасов так прямо и заявил: «Я всегда работал и работаю именно в интересах народа Орловской области. Именно так». Пафосная реплика прозвучала в ответ на вопрос депутата Рыбакова, как чувствует себя чиновник после того, как стало известно, что одно из некогда самых успешных и стабильных государственных предприятий области – ГУП «Дорожная служба» — за считанные три года оказалось в буквальном смысле разворовано.
«Дорожная служба» в качестве примера была выбрана не случайно – проверка КСП выявила здесь вопиющие нарушения. О критической ситуации в этом ГУПе «Орловская среда» писала неоднократно, поэтому лишь вкратце напомним о некоторых наиболее показательных фактах, обнаруженных проверяющими.
Так, если в 2013 году (в бытность губернатором Александра Козлова, при котором, собственно, и был создан этот ГУП) чистая прибыль предприятия составила 11 млн рублей, то в 2015 году «Дорожная служба» показала фантастический убыток в 175 миллионов, в 2016 году убыток составил 6,2 млн рублей. В том же 2015 году выручка ГУПа упала на 26%, и в 2016 году осталась значительно ниже, чем в 2013 и 2014 годах.
Если в 2012-2013 годах кредиторская задолженность предприятия варьировалась от 100 до 200 млн рублей, то на начало 2017 года она превысила 627 млн рублей (!).
Дебиторская задолженность за пять лет возросла в 10 раз — с 14 млн до 135 млн руб. Отложенные налоговые активы за четыре года выросли в 13 раз — с 4,8 млн рублей до 62,5 млн рублей.
При этом руководитель финансового блока областного правительства господин Тарасов возглавляет балансовую комиссию ГУПов – орган, который должен оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности областных госпредприятий, эффективность использования ими государственного имущества, денежных средств, выделяемых из областного бюджета, а также исполнение обязательств по уплате налогов. В случае, если дела с этим у какого-либо предприятия обстоят неблагополучно, комиссия должна принять меры: например, разработать мероприятия, направленные на оздоровление ГУПа или, скажем, назначить ревизию…
По мнению депутата Рыбакова, пока «Дорожная служба» падала в финансовую яму, балансовая комиссия во главе с господином Тарасовым не предпринимала ничего, чтобы этому падению помешать.
— На чьей стороне вы находились все это время? — обратился к Тарасову депутат. — На стороне орловского народа, орловских налогоплательщиков, Орловской области и ее имущественного комплекса? Или последовательно стояли на стороне расхитителей госсредств и никчемных управленцев, протежируемых экс-губернатором Потомским? Дорожили карьерой? Плевали на законы? Игнорировали интересы государства?..
Надо сказать, что господина Тарасова эти вопросы ничуть не смутили.

НЕСТЫКОВОЧКА ВЫШЛА
Ответ чиновника можно свести к сакраментальной фразе «Я здесь ни при чем». Если подробнее, то, как пояснил господин Тарасов, все нарушения, выявленные в ГУП «Дорожная служба», о которых говорится в материалах проверки КСП, были совершены в 2015 году. А Тарасов возглавил балансовую комиссию лишь в феврале 2016-го – и само собой раньше ничего поделать не мог. Потом же стал принимать меры по оздоровлению предприятия – и это привело к определенным положительным результатам, например, снижению убытков.
На самом деле господин Тарасов, мягко говоря, несколько слукавил. Действительно, балансовую комиссию он возглавил лишь в начале 2016-го года, но в ее составе числился с 2014-го. В этой связи неплохо было бы представить депутатам протоколы заседаний и решений комиссии за 2014-2015 годы – чтобы можно было убедиться: господин Тарасов действительно все это время действовал в интересах области и ее жителей – например, требовал провести проверки деятельности менявшихся как перчатки руководителей «Дорожной службы» или отменить закупки у единственного поставщика по завышенным ценам. Готов ли чиновник подтвердить свои слова документами? Сомневаемся…
Что касается нарушений, которые были совершены якобы лишь в 2015 году, то и здесь господин Тарасов не прав. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к информации, размещенной на официальном сайте КСП. Здесь черным по белому написано, что проверка деятельности ГУП «Дорожная служба» проводилась «за 2016 год и иные периоды по ряду вопросов». И именно за это время ревизоры выявили, что из общего объема проверенных КСП средств в 1,8 млрд руб. неэффективно было использовано более 278 млн. В сфере закупок обнаружено нарушений на сумму 428 млн, упущенная выгода при заключении контрактов составила 122 млн рублей, выявлена недостача ценностей на 64,5 млн рублей Ни один ключевой показатель программы деятельности ГУПа на 2016 год не был выполнен. За 2016 год рост просроченной дебиторской задолженности предприятия произошел почти в 2 раза, а относительно 01.01.2015 г. — в 26,3 раза. Образованию этой задолженности, как отмечается в информации КСП, способствовало то, что с поставщиками товаров «Дорожная служба» расплачивалась авансом. Тем же контрагентам, кому «Дорожная служба» оказывала услуги и поставляла материалы, по каким-то неведомым причинам предоставлялась отсрочка в оплате – от 120 дней до более чем года. Наконец, не принимались меры по взысканию задолженности.
Кроме того, как уже писала «Орловская среда», в акте КСП содержится информация, что в том же 2016 году, как и ранее, в «Дорожной службе» практиковали весьма странную систему закупок. Повторим: в 2016 году, то есть, когда господин Тарасов уже возглавлял балансовую комиссию, ГУП закупал песок у нескольких фирм. У одной – по 80 рублей за кубометр, у другой – по 110, у третьей – уже по 220, а у четвертой и вовсе по 450! Как подсчитали проверяющие, при общей сумме закупок в 12,4 миллиона рублей экономия могла бы составить 6,8 миллиона – если бы песок закупался по минимальной цене. На закупках гранитного и известнякового щебня «Дорожная служба» могла бы сэкономить три миллиона рублей, на закупках битумной эмульсии – 1 миллион 700 тысяч, на закупках щебня известнякового разных фракций – 12 миллионов! – и так далее, и так далее. В общем и целом только по девяти позициям закупаемых предприятием материалов, максимальная потенциальная экономия могла бы составить более 115 миллионов рублей, — пришла к выводу Контрольно-счетная палата.
Хотелось бы опять же узнать: как в данном случае вела себя балансовая комиссия под руководством господина Тарасова? Полагаем, что никак.

ИМЕЮЩИЙ ГЛАЗА — УВИДИТ
О том, что происходило на предприятии в 2016 году, говорится не только в акте КСП. В свое время «Орловская среда» публиковала открытое письмо работников «Дорожной службы», в котором те заявили, что некогда прибыльное предприятие превратилось в машину по «отмыву» и воровству бюджетных средств. И привели массу фактов в подтверждение. Вот лишь некоторые, относящиеся опять же к 2016 и к 2017 годам. Цитируем:
«…с 2014 года в Предприятии произошло семь (!) смен директоров.
И о какой эффективной работе может идти речь при такой кадровой чехарде? Но предел терпения коллектива Предприятия наступил при руководстве последнего из приезжих руководителей – Мурсалова (назначен в декабре 2016 года, приехал из Санкт-Петербурга. – прим. ред.). Больше оставаться безучастными к судьбе нашего Предприятия мы не хотим, равно как и смотреть на то, как гробится и разворовывается мощнейшая в регионе структура в области дорожного хозяйства…
Итак, придя на Предприятие, Мурсалов первым делом приводит туда своих людей… Эта группа: Мурсалов – Королев – Батуев – Мамонов – Соловьев – Васильев, берет под контроль всю финансово-экономическую деятельность Предприятия (договоры с подрядчиками, поставщиками топлива и материалов). И все это под прикрытием первого зама Потомского – Мишанова! С приходом этой группы руководителей сразу же меняются все поставщики товаров и материалов.
При этом вводится в договорах поставки 100% предоплата (!), что говорит о быстром перечислении денег от Предприятия, без всякого контроля за качеством и количеством и контроля на соответствие ГОСТам (что очень важно при строительстве дорог) по факту поставки материалов…
Всеми договорами на поставку ведают Мамонов и Батуев. У Батуева есть фирма родственников, которая связана с поставками товаров на Предприятие.Мамонов же лично решает, кто будет поставщиком, и теперь это в основном иногородние контрагенты, хотя наши местные фирмы дают коммерческие предложения с более низкой ценой и на тех же условиях по качеству, да при том еще может быть экономия для Предприятия на логистике…
А вот уже верх наглости от приезжих руководителей Предприятия. На территории Предприятия лежит достаточное количество песка, закупленного ранее. Однако заключается договор опять-таки с ООО НК «ГАРДЭН СЭЙДИ» на поставку песка, причем по цене 508 рублей с НДС, хотя у местных поставщиков его можно купить за 250 рублей с НДС за тонну!Но более того, предоплата по песку в размере 100% осуществлена, а поставки его как не было, так и нет! И есть подозрение, что ООО НК «ГАРДЭН СЭЙДИ» поставит на Предприятие песок, который уже там лежит давно!»
Еще цитата из того же письма:
«В ГУП ОО «Дорожная служба» существует 6 асфальтных заводов, пришла команда оставить 3. Поэтому техника не ремонтируется. Обслуживание не проводится – сознательно идет преднамеренная деградация заводов. Это все ведет к неисполнению муниципальных контрактов по содержанию автодорог в Орловской области, снижению заработной платы работников и преднамеренному банкротству предприятия».
Повторим: письмо коллектива «Дорожной службы», в котором говорится о преднамеренном банкротстве предприятия, было опубликовано в СМИ. Конечно, можно допустить, что господин Тарасов его не читал, но как председатель балансовой комиссии обязан был знать о том, что происходит в ГУПе и принять все меры, чтобы этот «беспредел» прекратить. Однако, как видим, не прекратил – поэтому работники «Дорожной службы» и вынуждены были бить тревогу через прессу.
Наконец, для полноты картины приведем еще один факт. Опять же в 2016 году «Дорожная служба» взяла кредит на 300 миллионов рублей в одном из коммерческих банков под 16 процентов годовых. Причем кредитный договор был заключен, как водится, без конкурсов и аукционов, с единственным поставщиком. Для сравнения: Орловская область в лице департамента финансов (который, кстати, курирует тот же господин Тарасов) в то же время заключала кредитные договоры под 11,5% годовых. Годом ранее аналогичный контракт на сумму 127 миллионов рублей «Дорожная служба» заключила и с мало кому известным банком из Санкт-Петербурга – под те же 16 процентов. Таким образом, «Дорожная служба» по двум кредитам переплатила порядка 20 миллионов рублей. Добавим, что господин Тарасов как главный финансист области визирует все распоряжения и постановления правительства, касающиеся финансов и документы о заключении кабальных для «Дорожной службы» кредитов, полагаем, визировал тоже…
Если такая работа считается работой в интересах региона и его жителей, то тогда господин Тарасов, конечно, должен продолжать трудиться «во имя и на благо», что он, собственно, и делает уже в новой команде врио губернатора Клычкова. Как и господин Филатов, который на этой же сессии облсовета не смог внятно рассказать ни об одном реализованном за время его руководства инвестиционной политикой области проекте (об отчете господина Филатова мы подробно расскажем в следующем номере «Орловской среды»). Однако, как видим, врио Клычкова (который, кстати, на сессии не присутствовал), очевидные промахи и явный непрофессионализм (если не сказать хуже) подчиненных не смущают: видимо он, как и господа Тарасов с Филатовым, искренне полагает, что вместе со своей командой работает на благо… Вопрос – на чье?
Татьяна Филева

Видеозапись с сессии облсовета с ответами чиновников Тарасова и Филатова на «неудобные» вопросы депутата Рыбакова с сайта «Орловской среды» orelsreda.ru