Дорог не обнаружено

«ОС» №7 (500) от 28 февраля 2018 года

Контрольно-счетная палата Российской Федерации опубликовала результаты проверки использования федеральных субсидий, предоставленных регионам на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в 2015–2017 годах. О том, что Орловская область фактически провалила эту программу, не так давно написали многие региональные CМИ. «Орловская среда» выяснила ряд подробностей, которые не отражены на официальном сайте КСП РФ и которые дают представление о феноменальной способности чиновников «потомского призыва» загубить любое благое начинание.

28.02.18_4

НЕЦЕЛЕВОЕ И НЕЭФФЕКТИВНОЕ
Итак, как установила КСП, подведя итоги проверки, Орловская область не достигла целевых показателей результативности использования субсидий из федерального бюджета. Так, в 2015 году в регионе не было введено в эксплуатацию ни одного километра отремонтированных дорог из 28 запланированных. В 2016-м наблюдалась аналогичная картина: из 11 объектов, софинансируемых за счет средств федерального бюджета, не ввели в строй опять же ни одного. При этом чиновники умудрились отправить в Росавтодор отчет, в котором содержались сведения о вводе в 2015 году 28 км дорог, что «свидетельствует о недостоверности отчетных данных», констатировали аудиторы КСП.
Кроме того, как отмечается на официальном сайте КСП, в ходе проведения проверки в Орловской области установлены признаки нецелевого использования субсидий, а также факты приемки и оплаты государственными заказчиками фактически невыполненных работ и другие нарушения и недостатки.
В общей сложности объем нарушений составил 83 миллиона  843 тысячи рублей, в том числе:
— объем оплаченных работ на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, содержащие признаки нецелевого использования бюджетных средств – 52 миллиона 320 тысяч рублей;
— наличие признаков ущерба федеральному бюджету и бюджету Орловской области на сумму 791,2 тысячи рублей;
— неэффективное использование бюджетных средств – 30 миллионов 731 тысяча рублей.
Более подробная информация о том, как орловские чиновники распоряжались бюджетными деньгами, выделенными на ремонт дорог в районах области, опубликована на сайте региональной КСП, которая не только участвовала в совместной проверке с КСП РФ, но и провела собственную. Предметом проверки КСП Орловской области было целевое и эффективное расходование «Орелгосзаказчиком» средств на ремонт дорог в рамках областной программы «Развитие транспортной системы в Орловской области» за 2016 год и 10 месяцев 2017 года.
В результате этой проверки также выявились нарушения – на сумму более 445 миллионов рублей. Из них неэффективно было использовано 417,8 миллиона рублей; сумма упущенной выгоды (то есть возможность пополнения областного бюджета за счет штрафных санкций) составила около 28 миллионов рублей.
Как выяснили проверяющие, по состоянию на 1 января 2017 года половина орловских автодорог (протяженностью 1,9 тысячи километра) регионального и межмуниципального значения не соответствовали нормативным требованиям. При этом «Орелгосзаказчик» не обеспечил государственную регистрацию права оперативного управления на 390 дорог (96,3% от их общего количества), что является нарушением норм федерального законодательства.

ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ИЛИ ОБЩАЯ ПРАКТИКА?
В информации КСП содержится вопиющий пример того, как проходил процесс ремонта одной из дорог в Мценском районе и во сколько он обошелся налогоплательщикам.
Итак, в 2014 году ООО «Дор-Строй» отремонтировало автомобильную дорогу М2 «Крым» – д. Головлево – д. Малое Думчино. Заказчиком работ тогда выступал отдел дорожного хозяйства и транспорта администрации Мценского района, сумма контракта – около 3,5 миллиона рублей. При этом гарантийный срок ремонта составил три года. Однако, не дожидаясь его истечения, в 2016 году «Орелгосзаказчик» заключил новый контракт на ремонт той же дороги уже на сумму 14,7 миллиона рублей. В июне 2016-го работы выполнило ООО «МонолитСтройТула». На этот раз подрядчик предоставил гарантию  на четыре года. Тем не менее уже в октябре 2016-го тот же отдел дорожного хозяйства администрации Мценского района снова заключил три контракта на ремонт отдельных участков все той же многострадальной дороги с новым поставщиком  – ООО «АлмазСтрой» – правда, уже на совсем скромную сумму около 300 тысяч рублей. Таким образом, одну и ту же дорогу в течение двух лет ремонтировали трижды – и все три раза за бюджетный счет, вместо того чтобы делать это за счет подрядчиков, по гарантии.
Уверены, подобная схема использовалась не только в Мценском районе: многоразовый ремонт одной и той же трассы давно является проверенным способом «распила» бюджетных денег и пополнения карманов заинтересованных лиц.

НЕОБОСНОВАННОЕ УКРУПНЕНИЕ
Целый ряд претензий к «Орелгосзаказчику» появился у КСП и в сфере проведения закупок. Общая сумма нарушений составила 480 миллионов рублей. Здесь и низкий процент экономии в результате проведения закупочных процедур, и субъективная оценка заявок при рассмотрении конкурсных предложений, и необоснованные дополнительные требования к участникам закупки.
Выявили проверяющие и такое нарушение, как необоснованное укрупнение лота по шести закупкам с начальной ценой контракта в 461,5 миллиона рублей. В информации КСП не указано, какие именно лоты укрупнялись, но как это делается, не секрет.
Так, в документации о проведении аукциона на право выполнения дорожных работ в один лот, например, объединяются работы на дорогах, находящихся в разных районах области, например  в Мценском, Урицком, Знаменском и Хотынецком. При этом Мценский район не граничит ни с Урицким районом, ни со Знаменским, ни с Хотынецким. А объединение в один лот работ в разных административно-территориальных единицах субъекта, как следует из судебной практики, признается грубейшим нарушением федерального законодательства об ограничении конкуренции.
В нашем же случае, повторим, «Орелгосзаказчик» подобное укрупнение лотов практиковал неоднократно. Как отметила КСП, такая практика могла повлиять на снижение конкурентности, а значит, и на эффективность и результативность размещения заказа, а значит, и расходования бюджетных средств.
Если расшифровать официальный язык аудиторов, то, проще говоря, подобные лоты на аукционах составлялись под заранее определенного подрядчика, что, в свою очередь, предполагает наличие договоренностей между заказчиком и подрядчиком, каковые в народе банально именуются откатами…

КТО ОТВЕТИТ?
Перечислять прочие выявленные КСП нарушения в работе «Орелгосзаказчика» не будем – с полной информацией любой желающий может ознакомиться на официальном сайте ведомства. Добавим только, что в 2016–2017 годах, когда, собственно, эти нарушения и были допущены, в учреждении сменилось пять (!) руководителей: Блохин (руководил 10 месяцев), Гутнов (семь месяцев), Васильев (полгода), Гаращенко (два месяца), Волков (с ноября 2017 г. – по настоящее время).
Дольше всех в кресле начальника держался небезызвестный Денис Блохин, возглавлявший «Орелгосзаказчик» с января по октябрь 2016 года. Он же входил в состав конкурсной комиссии, осуществлявшей процедуры закупок по содержанию и ремонту дорог, он же утверждал конкурсную документацию, он же (или его подчиненные) подписывал акты выполненных (и невыполненных) работ…
В данном процессе нельзя не отметить и роль областного управления госзакупок, которое проверяло конкурсную документацию на соответствие нормам законодательства, и профильного департамента, курировавшего всю дорожную сферу.
И, если, ну вдруг (!), вопреки нашим предположениям, в данном процессе вовсе не имела места никакая коррупционная составляющая, то объем выявленных нарушений заставляет задуматься о компетентности чиновников, работающих в областной администрации и получающих жалованье за счет налогоплательщиков.
Если нарушения, допущенные при составлении и утверждении той же конкурсной документации не были продиктованы банальным желанием получить откаты, то, выходит, готовившие и подписывавшие документы чиновники просто не знают законов? Если так, то почему они находятся на государственной службе – вот вопрос? Ответит ли на этот вопрос руководитель кадрового департамента господин Аржанов, с чьей легкой руки на государеву службу были приняты многие выдающиеся деятели, ныне находящиеся под следствием, и другие – продолжающие трудиться «во имя и на благо», несмотря ни на какие «противопоказания» – вроде того же господина Блохина? Последний, кстати, вообще пользуется особыми привилегиями. Так, несмотря на проваленную в 2016  году федеральную программу по ремонту сельских дорог, руководитель «Орелгосзаказчика» Блохин пошел на повышение, возглавив департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и став членом областного правительства. Примечательно, что на свою должность в правительстве Блохин был назначен 22 марта 2017 года и до 30 апреля обязан был подать декларацию о доходах. Однако на официальном сайте правительства области эту декларацию не удалось обнаружить по сей день. Интересно, известно ли об этом «главному кадровику» господину Аржанову? Если да, то почему Блохин до сих пор занимает свою должность? Если нет, то почему свою должность до сих пор занимает Аржанов?
Надеемся, в скором времени мы все же получим ответы на все эти вопросы – если не от самого господина Аржанова, то от его руководства, а может быть, даже от компетентных органов. Надеемся также, что компетентные органы отреагируют и на информацию КСП о нарушениях, допущенных чиновниками в процессе ремонта региональных автодорог, направленную в прокуратуру, УМВД и Следственное управление СКР по Орловской области. Адекватно отреагируют.
Федор Крюков

Депутат Орловского облсовета Виталий Рыбаков направил в адрес руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева ряд обращений, в которых просил проверить информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Речь в обращениях идет о тех самых аукционах, при проведении которых «Орелгосзаказчиком» в один лот неправомерно были объединены дорожные работы в разных районах Орловской области.
В случае выявления нарушений законодательства депутат просил принять соответствующие меры для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Рассмотрев обращения Рыбакова, ФАС России направил их в региональное управление службы для рассмотрения и принятия мер в рамках компетенции. Добавим, ответа из УФАС России по Орловской области депутат пока не получил.