ПАТП: СПАСТИ НЕЛЬЗЯ БАНКРОТИТЬ

«ОС» №6 (499) от 21 февраля 2018 года

21.02.18_1

На прошлой неделе уволенные сотрудники МУ ПАТП-1 провели одиночные пикеты в столице. Пикетчики вышли с плакатами к зданиям Администрации президента, Госдумы и ЦК КПРФ. Выйти на федеральный уровень работников ПАТП заставила неспособность (или нежелание?) областной и городской власти спасти муниципальное транспортное предприятие.

«НАДЕЕМСЯ, ЧТО НАС УСЛЫШАТ»
Как рассказал на своей странице в соцсети депутат Орловского горсовета Евгений Косогов, бывшие сотрудники предприятия направили коллективные обращения на имя президента РФ Владимира Путина, первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ Сергея Кириенко, председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова, а также руководителей федеральных институтов власти, которые отвечают за соблюдение законов Российской Федерации. Работники разоренного ПАТП просят федеральные власти помочь вывести из кризиса единственное муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие в г. Орле и наказать всех виновных в его предумышленном банкротстве.
21.02.18_3«Рабочие данного предприятия полагают, что преднамеренная процедура банкротства была запущена исполнительной властью г. Орла с целью продажи заинтересованным лицам под жилищную застройку двух земельных участков, на которых расположено предприятие, по цене ниже их себестоимости», — сообщает Евгений Косогов в соцсети Фейсбук.
О том, что ПАТП вели к банкротству на протяжении нескольких лет, «Орловская среда» писала в одном из прошлых номеров. Напомним, как рассказали нам сотрудники МУ, по конкурсу ПАТП доставались такие маршруты, на которых практически невозможно заработать, где нет прибыли. Абсурд заключался в том, что обслуживать нерентабельные маршруты муниципальное предприятие в приказном порядке заставляла мэрия. А когда дело касалось материального обеспечения, городские власти заявляли, что ПАТП – коммерческая организация и должно зарабатывать само.
Все попытки городских властей остановить процедуру банкротства оказались безуспешными по банальной причине: у города нет денег для погашения долгов. Сумма, прямо скажем, не запредельная – 62 миллиона рублей, но изыскать ее не могут ни городская, ни областная власти (именно к последней муниципалитет обратился за финансовой помощью). В результате бывшим работникам ПАТП, оставшимся без работы и зарплаты (которую только обещают выплатить в ближайшее время), пришлось бить тревогу в федеральном центре.

21.02.18_2

«Ввиду того, что исполнительная власть г. Орла в лице главы администрации г. Орла Муромского А.С., а также исполнительная власть Орловской области в лице врио губернатора Орловской области Клычкова А.Е. не предприняли меры по выводу из стадии банкротства стратегически важного для жизнедеятельности г. Орла и его жителей предприятия, мы вынуждены добиваться спасения МУ «ПАТП №1» на федеральном уровне, и мы уверены, что нас услышат и незамедлительно отреагируют на наши коллективные обращения.
Мы приложим максимум усилий, чтобы в отношении муниципального автотранспортного предприятия была приостановлена процедура банкротства в самый короткий срок и не остановимся, пока не спасем его!
Также будем добиваться проведения тотальной проверки финансово-хозяйственной деятельности, которую осуществляли руководители МУ «ПАТП №1» г. Орла, а также руководство администрации г. Орла, за последние 10 лет», — рассказал депутат Косогов, поддержавший работников ПАТП.

21.02.18_4

КТО ДОЛЖЕН СПАСАТЬ?
Надо сказать, что в защиту транспортного предприятия и его сотрудников выступил не только депутат горсовета Евгений Косогов. О необходимости сохранить ПАТП неоднократно заявлял через СМИ депутат Орловского облсовета Виталий Рыбаков. На днях общественное движение «Граждане Орла» запустило в соцсетях флешмоб «Спасем ПАТП-1». Даже небезызвестная кандидат в президенты, недавно побывавшая в Орле и явно слышавшая о ПАТП первый раз в жизни, попыталась проявить участие к судьбе уволенных сотрудников и потребовала у сити-менеджера Орла Александра Муромского выплатить им задержанные зарплаты.
На этом фоне реакция областных властей и лично врио губернатора Андрея Клычкова на происходящее с ПАТП выглядит несколько… странно. По сути до последнего времени областная власть на ситуацию не реагировала никак.
Напомним, еще 1 февраля тот же депутат Косогов направил в адрес врио губернатора повторное обращение, в котором от имени работников ПАТП и жителей Орла настоятельно просил принять безотлагательные меры по спасению муниципального предприятия. «Мы уверены, что нерешаемых проблем не бывает, и долг в размере 62 миллиона рублей для бюджета Орловской области погасить реально в самый короткий срок», — говорилось в обращении. Выделить деньги из регионального бюджета просили и городские власти – однако эти обращения по сей день остаются без ответа.

21.02.18_5Не приехал Клычков и на встречу с работниками ПАТП (о ней «Орловская среда» подробно писала в прошлом номере), которая проходила 8 февраля, хотя, думаем, людям хотелось бы услышать обнадеживающие слова от первого лица региона. Например, о том, что область поможет погасить долги и остановить процедуру банкротства. Или о том, что вместо разоренного ПАТП будет создано новое предприятие  с аналогичными функциями – да мало ли какие варианты могла найти власть, если бы пожелала их найти.
Однако темы ПАТП для областных чиновников до последнего момента как бы не существовало. Напомним, накануне встречи представителей мэрии с сотрудниками МУ на совещании в областном правительстве на полном серьезе обсуждали, надо ли перекрашивать городские такси в один цвет, а о дальнейшей судьбе муниципального автотранспорта не было сказано ни слова. Все, что сделали областные чиновники в столь критической ситуации – выделили три миллиона рублей на погашение долгов по зарплате, остальные 4,1 миллиона должен добавить город. Что касается лично врио Клычкова, то более-менее внятная реакция на происходящее с ПАТП последовала после московских пикетов сотрудников предприятия. В минувший понедельник на заседании областного правительства Андрей Клычков признал, что муниципальное транспортное предприятие все-таки имеет «большое значение» и, на наш взгляд, не без доли сарказма предложил «отцам города» предоставить депутату Евгению Косогову возможность реанимировать МУП.
— У вас есть такой депутат — Косогов, — сказал Клычков, обращаясь к мэру Орла Василию Новикову. — Он неоднократно говорил, что знает, как спасти предприятие. Предложите ему поработать директором ПАТП-1, — цитирует слова врио «Орелград».
Согласитесь,  предложение несколько странное и, как нам показалось, явно продиктованное раздражением по отношению к активному депутату. Впрочем, может, действительно показалось…На сегодняшний день ясности в ситуации с банкротством ПАТП нет. В мэрии уверяют, что «работа над этим ведется на всех уровнях власти. Пути вывода из кризиса ПАТП-1 прорабатываются и в правительстве области, и в администрации города, и с депутатским корпусом». Как сообщил на очередной встрече с коллективом предприятия глава городской администрации Александр Муромский, муниципальная власть видит два пути спасения МУПа. Первый – создание единой муниципальной транспортной компании на базе ТТП. Второй – полное погашение кредиторской задолженности ПАТП и восстановление предприятия. За счет каких средств мэрия намерена рассчитаться с долгами – вопрос пока открытый. В отличие от вопроса об ответственности чиновников, которые на протяжении нескольких лет своими действиями либо бездействием способствовали разорению некогда успешного транспортного предприятия.  Если вспомнить судьбу других угробленных орловских МУПов, за банкротство которых так никто и не ответил, то этот вопрос, похоже, закрыт. Напрочь.
Мария Печорина

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР:
Во вторник депутат горсовета Евгений Косогов опубликовал на своей странице в соцсети Фесбук официальный ответ на предложение врио губернатора Клычкова возглавить ПАТП. Полный текст ответа читайте на стр.4 (открыть в формате pdf)

 

Комментирует депутат Орловского облсовета
Виталий РЫБАКОВ:

IMG_0175
— По моим наблюдениям, в городе и области давно сложилась некая ОТГ – «организованная транспортная группа», по всем признакам напоминающая группу, действия которой могут попадать под соответствующую статью Уголовного кодекса. Невооружённым глазом видно, как на протяжении многих лет в городе шел передел рынка пассажирских перевозок, и как за это время таяла на этом рынке доля перевозок ПАТП-1. Ну а стремительное падение началось с приходом в кресло сити-менеджера Орла Михаила Берникова, продолжилось при сменившем его Андрее Усикове, а последний гвоздь в крышку гроба ПАТП вбили при нынешнем главе городской администрации Муромском. Почему я называю эти фамилии? Потому что именно эти чиновники несут ответственность за кадровые расстановки в мэрии – в данном случае, за те кадры, которые «рулили» транспортной сферой.
Здесь уместно еще раз вспомнить, как на одном из совещаний в администрации Орла уважаемый Ефим Николаевич Вельковский поинтересовался у «начальника транспортного цеха» мэрии Гришакова (в свое время отставленного с этой должности, а теперь вернувшегося на нее же), сколько у него маршруток. После некоторого замешательства последовал ответ, что маршруток у Гришакова нет. Вельковский, в свою очередь, предположил, что они «записаны» на родственников. Так это или нет в конкретном случае с Гришаковым, исключать такую возможность нельзя. И если учесть, как на протяжении многих лет чиновники потворствовали разорению муниципального транспортного предприятия путем предоставления преференций частному бизнесу (например, отдавая частникам наиболее выгодные маршруты), возникают подозрения, что в этом процессе они имели свой интерес. А может ли чиновник, имеющий интерес в сфере частных перевозок, эффективно курировать работу муниципального транспорта? Вопрос, как говорится, риторический.
Думаю, надо вспомнить и о том, что некоторые участники рынка пассажирских перевозок в своё время были помощниками нынешнего спикера облсовета Леонида Музалевского.  Потом, когда над этими господами стали сгущаться тучи и возникли перспективы уголовного преследования, они вдруг резко сдали свои удостоверения помощников депутата. И сейчас, после «переформатирования» бизнеса на свата или на брата, продолжают трудиться. Все эти тенденции чётко просматриваются – главное, чтобы было желание их увидеть!
Хочу заметить, в то время как доля ПАТП на рынке пассажирских перевозок неуклонно, год за годом падала, тот же господин Музалевский, между прочим, почетный работник транспорта, «служил народу» сначала в качестве депутата, а затем и председателя горсовета. Он что, не замечал, не видел, не знал, что происходило в ПАТП? Очень сомнительно. Полагаю, он должен был владеть информацией в полном объеме, однако не проявлял никаких инициатив по нормализации ситуации на предприятии. Почему?
Задавить муниципальное предприятие в принципе просто. Допустим, вызывает глава городской администрации директора ПАТП и «советует» ему «по-дружески» не участвовать в розыгрыше того или другого лота маршрутов, выставленных на конкурс. И как специально именно эти маршруты оказываются самими прибыльными и достаются частному перевозчику.
Или возьмем, например, ситуацию с трехзначными маршрутками. Это очень непонятная ситуация!
Во время одного из выездных заседаний комитета облсовета мы посетили онлайн-центр пассажирских перевозок, где в режиме реального времени отслеживались работа автобусов на всех маршрутах нашего города. При этом на мониторах я не увидел ни одного трехзначного маршрута! На мой вопрос, почему их не видно, работник центра, многозначительно кивнув головой и показав пальцем вверх, сказал: «ну вы разве не понимаете, кто «курирует» трёхзначные маршруты?» Поинтересовавшись, кто, я услышал в ответ: «Человек с большими…усами…» И хотя мне не назвали имени, думаю, рано или поздно мы получим ответ на этот вопрос.
В этом же разговоре мне пояснили, что даже конкурсная документация для «трехзначных» маршруток отличается по условиям от той, что предназначена для обычных городских перевозчиков. А ведь эти маршрутки составляют мощную конкуренцию муниципальному транспорту – и муниципальный транспорт этой конкуренции выдержать не может.
Мне как депутату облсовета и как гражданину, который любит свой город, небезразлично, что будет с муниципальным транспортным предприятиям ПАТП-1. В свое время в такой же критической ситуации оказалось МУП «Спецавтобаза» — предприятие, имеющее стратегическое значение для города. Когда Спецавтобазу точно так же попытались подвести к банкротству, этому процессу воспротивились лишь некоторые депутаты – и я в том числе, и коллектив предприятия, который вышел на пикет. Нас активно поддержали независимые средства массовой информации – и общими усилиями нам удалось заставить исполнительную власть найти необходимые средства и не допустить банкротства. В противном случае последствия могли быть самыми печальными: в случае ликвидации спецавтобазы частные компании, занимающиеся вывозом мусора, получали возможность установить на этом рынке диктат – и в случае картельного сговора Орел рисковал просто утонуть в мусоре. Аналогичная ситуация может возникнуть и в случае исчезновения с рынка пассажирских перевозок муниципального транспорта, о чем я уже неоднократно говорил. Поэтому убежден: муниципальному предприятию ПАТП-1 необходимо оказать любую помощь, чтобы оно заработало и восстановило свои прежние экономические показатели. Надо купить новые низкопольные автобусы –  вариантов их приобретения много; провести новый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок, причем лоты должны быть сформированы так, чтобы соблюдался баланс рентабельных и менее рентабельных маршрутов. Далее: всех чиновников, которые имели ранее бизнес-интересы в сфере пассажирских перевозок, необходимо отстранить от организации конкурсов, перевести их на другую работу. Кстати, причастность к этому бизнесу проверить легко: надо лишь внимательно изучить состав учредителей той или иной транспортной компании – и сразу станет ясно, где «сват», а где «брат». Заниматься этим должны совместно как исполнительная власть, так и депутатский корпус, поскольку они в равной степени заинтересованы в том, чтобы в обществе не возникала социальная напряженность, чтобы в преддверии президентских выборов своими действиями или бездействием муниципальная власть не провоцировала громких скандалов.
Кстати, во время недавнего визита в Орел одного из кандидатов в президенты можно было наблюдать интересную картину, когда кандидат потребовал от сити-менеджера Муромского решить проблему с выплатой зарплаты сотрудникам ПАТП. Тогда Муромский во всеуслышание пообещал найти средства и восстановить предприятие. Просматривая видеосюжет с этой встречи, я не увидел рядом с главой администрации мэра Орла Василий Новикова. Хотелось бы знать, почему он не присутствовал и не взял на себя солидарную ответственность за судьбу ПАТП?
Считаю, что уважаемый врио губернатора Андрей Клычков должен обратить пристальное внимание на то, насколько эффективно работает городская власть Орла – а именно, мэр Новиков и сити-менеджер Муромский.
На счету этой команды уже несколько крупных провалов, в том числе масштабный мусорный коллапс, случившийся в Орле после того как подконтрольная бывшему губернатору Потомскому компания вслед за ним резко покинула регион – и город утонул в мусоре; критическая ситуация с финансированием питания школьников; провал программы благоустройства городской среды; банкротство ПАТП-1… Полагаю, этого вполне достаточно, чтобы врио губернатора принял принципиальное  волевое решение и в рамках правового поля сделал все возможное, чтобы горе-руководители покинули свои должности. Сейчас коммунисту Андрею Клычкову самое время вспомнить известное все высказывание коммуниста Иосифа Сталина: «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ». И как раз с этим в городе Орле большая проблема.