Я не я, идея не моя…
http://www.trud.ru/article/09-02-2018/1359176_ja_ne_ja_ideja_ne_moja.html
Сергей Воронов, Орел — Москва
из номера 009 за 09 Февраля 2018г.
Опубликовано 00:15 09 Февраля 2018г.
Орловское региональное отделение партии «Единая Россия», похоже, в последние три с половиной года находится в кризисе. В 2014-м оно не только не попыталось выдвинуть своего кандидата на губернаторских выборах в противовес выдвиженцу от КПРФ Вадиму Потомскому, но и поддержало эту весьма одиозную кандидатуру. Итог известен: через три года Потомский, действовавший при поддержке и с одобрения регионального руководства «ЕР», досрочно покинул регион. Все это время он действовал в тесном контакте с секретарем регионального отделения единороссов Леонидом Музалевским, председателем областного Совета народных депутатов. Есть повод приглядеться, к чему привело такое «сотрудничество».
Леонид Музалевский «продавливал» в Совете самые непопулярные, бросающие тень на «Единую Россию» законы — об увеличении кадастровой стоимости земли и недвижимости, об увеличении транспортного налога, а также скандально известный закон о митингах. Именно Музалевским были публично или кулуарно одобрены одиозные прожекты губернатора Потомского — от изуродованной улицы Ленина в Орле до памятника Ивану Грозному, от перевода в областную собственность и разворовывания муниципальных предприятий до мифических многомиллиардных инвестиций в экономику Орловщины. Беспринципность и стремление угодить товарищу Потомскому привели к тому, что орловская организация «ЕР» фактически потеряла самостоятельность. И во фразе о том, что в Орловской области КПРФ и «Единая Россия» давно объединились, осталась только доля шутки.
В местной прессе Леонида Музалевского частенько именовали «двуликим». Намекая на то, что первое его лицо всегда обращено к губернатору, а второе — к местным жителям. Правда, насчет второго высказывались и сомнения: а та ли это часть тела…
Сегодня чуть ли не еженедельно приходят новости об увольнениях и арестах членов «команды Потомского», о ходе следствия в отношении уже задержанных его ставленников, о проверках контролирующими органами и силовыми структурами, выявляющих новые многомиллионные хищения. И встает простой вопрос: а не должен ли разделить с отставным губернатором ответственность за события последних трех лет и сам Леонид Музалевский?
Кое-что о партийном строительстве
Партия «Единая Россия», как это часто звучит с трибун, уделяет большое внимание сохранению проверенных кадров и привлечению новых сторонников. На Орловщине этот крайне важный процесс «партийного строительства» превращается в сведение личных счетов — в ущерб общему делу. Чтобы не быть голословным, приведу только два примера.
Итак, 31 июня 2016 года на заседании фракции партии «Единая Россия» Орловского областного Совета народных депутатов старейший депутат облсовета, бывший мэр Мценска Валентин Александров, трижды избиравшийся одномандатником, встал со своего места, подошел к столу, за которым сидел Музалевский, и стал бросать на пол перед лидером единороссов свои ордена, медали и прочие награды и знаки отличия. Поступок для ветерана партии и почетного гражданина Мценска, прямо скажем, неожиданный. Но только на первый взгляд.
Не будем вдаваться в подробности того, как Александрову сначала настоятельно «посоветовали» не принимать участия в предварительном партийном голосовании, а потом, когда он все-таки нарушил кулуарное решение, возмутителя спокойствия «опустили» на предпоследнее место в рейтинге. «Хамски, по-хулигански проводились праймериз», — сказал на это Александров, бросая свои награды под ноги Музалевскому. «Этакий жест отчаяния, когда других способов привлечь внимание к безобразиям у человека не остается», — объяснил потом свой поступок ветеран орловской политики.
Другой из ряда вон выходящий случай произошел во время подготовки тех же праймериз весной 2016-го. Постоянно находившийся на самом верху рейтинга популярности и влиятельности среди орловских политиков депутат облсовета Виталий Рыбаков не был допущен к участию в предварительном голосовании вообще. Да, он не был членом партии «Единая Россия», но два созыва подряд входил в ее депутатскую фракцию и был сторонником «Единой России». Казалось бы, известный депутат с крепкими позициями не только в своем округе, но и в регионе в целом. Нужны ли такие люди «ЕР»? Риторический вопрос. А вот Леониду Музалевскому не нужны! И он, будучи председателем оргкомитета праймериз, подписывает решение об отказе Виталию Рыбакову в регистрации в качестве участника предварительного голосования для последующего выдвижения от «Единой России» кандидатов в депутаты облсовета.
Ранее, в 2014-2016 годах, по инициативе губернатора Потомского в отношении Виталия Рыбакова, его конкурента на губернаторских выборах, было возбуждено несколько уголовных дел. Отметим сразу, что по всем эпизодам Рыбаков был оправдан с правом на реабилитацию. Но в решении Музалевский, закрыв глаза на то, что судимости у Рыбакова не было и нет, написал: «Осуществление уголовного преследования в отношении Рыбакова В.А. дискредитирует Партию и наносит ущерб политическим интересам Партии. Более того, в случае участия Рыбакова В.А. в предварительном голосовании в качестве кандидата в депутаты областного Совета возможное последующее признание судом его вины в совершении преступлений может повлечь за собой отмену регистрации в качестве кандидата в депутаты. Данное обстоятельство повлечет за собой еще большую дискредитацию Партии в ходе избирательной кампании». Вот такая далеко идущая предусмотрительность.
Второе же обвинение Рыбакова, по мнению господина Музалевского, вообще тянет на государственное преступление. Разобиженный глава единороссов отметил, что Рыбаков посмел критиковать его лично. «Будучи депутатом Орловского областного Совета народных депутатов пятого созыва, членом депутатской фракции Партии «Единая Россия», Рыбаков В.А выступал с публичной критикой руководства Орловского регионального отделения Партии, а именно — Музалевского Леонида Семеновича».
Такое, конечно, по мнению Музалевского, не прощается никогда. Но итог оказался печальным именно для «Единой России». Самовыдвиженец Виталий Рыбаков показал на выборах самый высокий результат по городским округам, с большим отрывом опередив конкурента-единоросса и в третий раз подряд став депутатом облсовета. А партия хлопотами господина Музалевского потеряла для себя одного из лидеров региональной политической элиты.
Дядя Леня и его племянники
Семья у Леонида Семеновича Музалевского большая. Некоторые из ее членов занимаются семейным бизнесом, который передал им нынешний председатель облсовета, другие трудятся в муниципальных структурах. В 2011 году, как следует из собственноручно написанной анкеты Леонида Семеновича (имеется в распоряжении редакции), его родной брат Вячеслав Семенович трудился «нач. колоны» (так в документе) в МУП «Спецавтобаза».
Это то самое городское предприятие, которое экс-губернатор Потомский пытался обанкротить и разорить, а затем сделал придатком областной «Дорожной службы». И сотворил он это вместе с Леонидом Музалевским. К этому времени, правда, брат председателя облсовета возглавил службу материально-технического снабжения автобазы, а его место в должности «нач. колоны» занял племянник — Алексей Вячеславович. В былые времена написали бы с гордостью: трудовая династия! Но не все так просто.
Другой племянник Леонида Семеновича в «династию» не очень-то вписывается. Полтора года назад газета «Аргументы недели» писала: «То, что произошло 18 мая во дворе дома № 193 по улице Комсомольской в Орле, было из ряда вон выходящим: некий гражданин открыл стрельбу из огнестрельного оружия, причем, по сообщению жильцов этого дома, стрелял он в направлении детской площадки. А жильцы оказались бдительными и сознательными. Они не только подписали полицейские протоколы, но и составили заявления в СМИ, где рассказывали о деталях происшедшего и просили оградить их от опасного соседства».
Довольно быстро выяснилось, что стрелял ранее судимый Андрей Музалевский, племянник секретаря регионального отделения «Единой России» и председателя облсовета. Скандал! И нет бы Леониду Семеновичу посидеть дома, извиниться перед людьми за потерявшего берега хулигана-родственника. Но не царское это дело. Через несколько часов, как сообщили журналисты, когда обстановка немного успокоилась и граждане стали расходиться по домам, во двор прибыл господин Музалевский.
Его, конечно, сразу узнали. Выступление высокопоставленного деятеля было коротким, но доходчивым. К тому же демонстрирующим, что оратор не понаслышке знаком с криминальной лексикой. Цитируем текст заявления жильцов: «На место происшествия приехал председатель Совета депутатов области Леонид Музалевский. Он подошел к нарушителю, сидевшему в машине, и начал кричать на весь двор так, что было слышно даже с балконов: «Что ты творишь? У меня предвыборная кампания на носу. Ты хочешь, чтобы она провалилась? И мне теперь тебя, козла, отмазывать придется!»
Сказано — сделано! Племянник, хоть человек и судимый, дядю за «козла» к ответу не призвал. Ну а дядя слово свое насчет «отмазывания» сдержал. Мало того что о происшествии долго молчали правоохранители — ни о каком возбуждении уголовного дела по статье «Хулиганство» в Орле так и не услышали.
«Тариф ЖКХ надо поднять на 35%!»
Эта фраза, прозвучавшая из уст председателя Орловского областного Совета народных депутатов, секретаря Орловского регионального отделения «Единой России» и члена Генсовета той же партии Леонида Музалевского, стала ключевой во время его выступления в мае 2017 года на заседании фракции «ЕР» Орловского горсовета (запись имеется в редакции). Правда, после того как горсовет решил на 15% повысить цены на содержание и текущий ремонт жилого фонда, журналисты и простые жители Орла попытались выяснить, кто же был инициатором такого повышения. Но герой явно не стремился к славе. Скрывая свой «вклад» в повышение тарифов на ЖКХ, он обманывал и жителей, и партию «Единая Россия», которая была скомпрометирована жестким решением именно с подачи Леонида Семеновича. Но, как это ни банально, все тайное становится явным. И сейчас, после расшифровки записи выступления Музалевского на заседании фракции «ЕР», стала ясна роль во всей этой истории лидера регионального отделения «Единой России».
Помните про титул «двуликий»? Вот и свое появление на заседании фракции наш герой объяснил в свойственном ему стиле: «Меня пригласили, спасибо, на фракцию, да и я инициировал, откровенно скажу». И пришел он исключительно для того, чтобы «продавить» повышение тарифов на ЖКХ, причем не на величину инфляции, как мягко рекомендовал президент, а куда больше.
«Единая Россия» декларирует, что опирается на мнение граждан и действует исключительно в их интересах. Но Музалевского, как он сам сообщил, мнение жителей Орла не волнует, равно как и то, что они думают о повышении тарифов. «Не надо спекулировать тем, что-де «мне избиратели сказали не повышать тарифы», — втолковывал однопартийцам господин Музалевский. — Я не встречал ни одного жителя, чтобы он сказал: да, я за поднятие тарифов…»
Жестко, но справедливо и эффективно? Если бы! После трехлетнего пребывания у власти тандема Потомский — Музалевский выяснилось, что в Орле 402 дома вообще остались без управляющих компаний, а партийная программа «Комфортная городская среда» полностью провалена. И вот лидер орловских единороссов старается доходчиво объяснить эти провалы своим коллегам-партийцам. Но насколько убедительно он это делает, судите сами.
Цитируем его сбивчивую речь. «Я что, в восторге от поднятия тарифов? Или мне что, у «Единой России» я секретарь, так я отвечаю в целом за регион? Принесет большие плюсы для «Единой России» (такое решение. — «Труд»)? Да нет, конечно. Я прекрасно понимаю…»
А затем, посетовав на то, что из-за президентских выборов нельзя поднять тарифы сразу на 35%, господин Музалевский продолжает: «Мы тут молчим. Кроме как пытаемся с дурдомом как-то мериться силами… Четыре года не повышали тарифы: 6 на 4 — получится 24% — на уровень инфляции, а надо на 35%… Понятно, что политическое решение, что выборы президента. Понятно, что нельзя так сильно. Но давайте слышать друг друга. Сами бы взяли и занялись чем-то».
Золотые слова! И насчет дурдома, и насчет «политического решения». И главное, насчет того, что следует заняться делом. И лучше бы начать с себя.
Я тут ни при чем, ничего личного…
Любопытно, что члены фракции «Единая Россия» в горсовете дружно соблюдали «секретность», о роли руководителя регионального отделения «ЕР» стало известно только сейчас. Сам же оратор на заседании Орловского областного Совета народных депутатов 26 мая 2017 года под телекамерами, в присутствии журналистов отрицал свою причастность к повышению тарифов.
Доктор исторических наук, известный общественный деятель Орловщины Егор Щекотихин именно на этом заседании выступил с резкой критикой решения поднять тарифы на ЖКХ в Орле на 15%. «Вы же давали слово не обирать народ в своих предвыборных обещаниях! — обратился к депутатам историк. — Что же вы выворачиваете последние, сухие карманы у народа?» Ему ответил лично председатель облсовета и секретарь регионального отделения «Единой России» Леонид Музалевский, который, как мы уже знаем, принуждал депутатов-единороссов задрать тарифы ЖКХ по самое не могу. Музалевский публично солгал, вводя в заблуждение не только общественников и депутатов, но и руководство «Единой России». «Это не мы — это городские депутаты», — сказал он. А потом, делая вид, что ему ничего не известно о том, кем и как принималось решение, добавил: «Но мы все-таки попросим Орел дать нам информацию и рассмотрим на комитете».
И теперь, получается, сам господин Музалевский в стороне, а за его личное решение о повышении тарифов ЖКХ должны отныне отвечать депутаты горсовета от «Единой России». Те самые, которым он лично выкручивал руки, требуя от них «соблюдения организационной дисциплины». Да и партия в целом от этого очков не набрала.
В таких случаях американские мафиози в далеких 30-х говорили: «Ничего личного — только бизнес». В устах Леонида Музалевского это звучало так: «Ничего личного. Будем исключать из партии. Тех, кто не изъявит желание участвовать в работе и подчиняться фракционной дисциплине».
Угроза подействовала, тарифы повысили. А господин Музалевский опять как бы ни при чем…