АВТОБУС ДАЛЬШЕ НЕ ПОЙДЁТ…

«ОС» №4 (497) от 7 февраля 2018 года

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ПАТП-1

На прошлой неделе стало известно об окончательном крахе муниципального транспортного предприятия ПАТП-1. Со 2 февраля МУП прекратило свою деятельность, а всех сотрудников уволили. Без зарплат и выходного пособия.

7.02.17_2a

Уведомления о предстоящем сокращении работникам ПАТП выдали, как и положено по закону, за два месяца до увольнения. Однако до последнего коллектив надеялся, что предприятие «вытащат» из банкротства. Об этом же говорили и чиновники мэрии, которые даже разработали «дорожную карту» для вывода ПАТП из кризиса. Однако все надежды и планы рухнули в одночасье: работников выставили за ворота, не заплатив компенсации и зарплату за два месяца.
В Орле ни для кого не секрет, что к своему краху предприятие шло не один год. Хотя точнее будет сказать – его вели.
– Такая политика идет очень давно. Мы не можем сказать, что предприятию навредил какой-то конкретный человек. Но кому-то нужна территория ПАТП, нужна вся структура, которую здесь создал еще Вельковский. А до людей дела никому нет, – рассказали «Орловской среде» теперь уже бывшие работники предприятия, попросившие не называть их фамилии.
Напомним, несколько лет назад ПАТП через суд получило солидную сумму денег из федерального бюджета – порядка 100 миллионов рублей. Однако на развитие предприятия, как говорят бывшие работники, эти средства не пошли. Вместо того чтобы хоть как-то обновить автопарк, оборудование, деньги потратили на новые окна, туалеты, ремонт в административном корпусе.
Много лет на маршруты выходила старая, изношенная техника. Да и сами маршруты были не из прибыльных.
– По конкурсу нам доставались такие маршруты, на которых практически невозможно заработать, где нет прибыли, – говорят бывшие сотрудники ПАТП. – Абсурд заключался в том, что обслуживать нерентабельные маршруты нас в приказном порядке заставляла мэрия. А когда дело касалось материального обеспечения, нам говорили: вы коммерческая организация, должны сами зарабатывать. И это продолжалось не меньше десяти лет. При мэре Касьянове мы еще как-то существовали, город как-то помогал.
7.02.17_2bВ последний раз массовая поставка новых автобусов – 35 машин – в ПАТП произошла в 2010 году, перед выборами мэра (которым, напомним, тогда стал Виктор Сафьянов). – У нас очень «богатый» город, который имеет двух руководителей (имеются в виду мэр и сити-менеджер. – Прим. ред.). Когда главой администрации был Андрей Усиков, прошлым летом он приезжал на предприятие и объяснил работникам, что денег в городской казне нет, помочь ПАТП нечем.
– Увольняйтесь, – сказал тогда Усиков людям. – С тех пор мы искали, кто нам поможет, – рассказывают уволенные водители ПАТП.
Желающих помочь, как видим, не нашлось.
– Когда директором был Вельковский, здесь работало порядка 700 человек. Сейчас осталось 89… Для сравнения: у одного из частных перевозчиков, работающего на городских маршрутах, численность автопарка – порядка 70 единиц. Получается, для частника этот бизнес прибыльный, а для ПАТП – нет?
– Как мы понимаем, частные перевозчики работают не по тем правилам, по которым работали мы. Частник нанимает водителя. Он должен привезти ему в первую очередь план (то есть определенную сумму. – Прим. ред.), он должен заработать на топливо, а уже что останется – его заработок. И вряд ли он с этого заработка платит налоги.
62 миллиона, которые пыталась найти мэрия, чтобы спасти ПАТП от банкротства, предприятие не спасут, считают бывшие работники. Чтобы МУП нормально работал, нужна новая техника, ее должен кто-то обслуживать, наконец, нужны рентабельные маршруты, которые практически все отданы частным перевозчикам. Простой пример: после последнего конкурса на право пассажирских перевозок 7.02.17_2cу ПАТП осталось лишь несколько маршрутов, причем, как уверяют бывшие сотрудники предприятия, прибыльный среди них лишь один – 16-й. В мае, когда открылся дачный сезон, часть муниципальных автобусов перевели на дачные маршруты, и городские чиновники практически сразу же нашли им замену у частных перевозчиков. Причем частники сменили муниципалов именно на прибыльном 16-м маршруте…
– Сколько здесь было директоров, уже и не сосчитаешь. Может быть, каждый из них и старался что-то сделать для предприятия, но что сделаешь, когда нет средств? – сетуют работники.
– Все тропинки к властям уже исхожены – результата никакого. Мост хотят строить – деньги есть. Приехал какой-то культурный деятель с косичкой: дайте ему 50 миллионов на туризм. А на муниципальное транспортное предприятие, что обидно, нет.
Добавим, самое главное, теперь нет конкуренции частникам. А значит, они в любой момент могут установить «диктатуру», то есть, попросту говоря, диктовать городским властям свои условия. Скажем, достаточно объявить «забастовку» и не выйти на маршруты, чтобы добиться существенного повышения цены проезда, что ударит в первую очередь по карманам граждан. Но о гражданах у нас, как водится, думают в последнюю очередь – и неважно, кто эти граждане: водители разоренного ПАТП или пассажиры.
Зато интересы частного бизнеса соблюдены, и, полагаем, вовсе не из-за трепетного отношения чиновников к предпринимателям.
Кстати, буквально на днях бывший директор ПАТП Ефим Вельковский в интервью ТРК «Истоки» заявил, что у и. о. начальника отдела организации транспортного обслуживания населения администрации Орла Гришакова якобы есть транспортный бизнес – пять собственных маршруток, и он заинтересован, чтобы они работали на прибыльных маршрутах. Сам Гришаков, разумеется, отрицает наличие у него подобного бизнеса – и, скорее всего, говорит правду: если бизнес и есть, то формально чиновник с ним вряд ли связан. Точно так же никак не связан ни с каким транспортным бизнесом, скажем, председатель облсовета Леонид Музалевский, который не так давно очень настойчиво рекомендовал депутатам из фракции «Единая Россия» горсовета проголосовать за повышение цены проезда в городском транспорте вопреки открытому возмущению горожан, о чем в свое время писала «Орловская среда». Кстати, тарифы на проезд автоматически повысились и в так называемых трехзначных маршрутках, хотя за это повышение никто не голосовал, но, разумеется, к этим маршруткам Музалевский также не имеет никакого отношения. И уж точно никаких связей с транспортным бизнесом не имели и не имеют сити-менеджеры Берников, Усиков сиков, Муромский, а также мэр Орла Василий Новиков, на протяжении нескольких лет с удивительным спокойствием наблюдавшие за конвульсиями ПАТП. Да мало ли кто из городских и областных чиновников не имеет отношения ни к рынку пассажирских перевозок, ни к банкротству муниципального транспортного предприятия. Вот только в самом ПАТП почему-то 7.02.17_2dсчитают иначе. Как недавно сообщил на своей странице в одной из соцсетей депутат Орловского горсовета Евгений Косогов, к которому сотрудники предприятия обратились за поддержкой, по их мнению, «предприятие на протяжении длительного периода умышленно вводили в стадию банкротства благодаря передаче частным перевозчикам наиболее рентабельных маршрутов, а также бывшим руководством не выделялись деньги на запчасти, что приводило к быстрому списанию автобусного парка предприятия. Необходимо особо подчеркнуть, что сотрудникам предприятия непонятно, куда были израсходованы сотни миллионов рублей их бывшими руководителями, которые выделялись МУП «ПАТП №1» на приобретение нового пассажирского транспорта за последние 5 лет» (конец цитаты).
Также депутат Косогов сообщил, что после встречи с уволенными работниками ПАТП в адрес врио губернатора Клычкова было направлено обращение (кстати, повторное), текст которого мы опубликовали выше).
Остается добавить, что после серии публикаций в СМИ следственные органы СУ СК начали доследственную проверку: проверяются изложенные журналистами сведения о невыплате работникам зарплаты и компенсаций, а также о возможном умышленном доведении предприятия до банкротства.
Как сообщается на официальном сайте ведомства, по результатам проверки будет принято процессуальное решение.

Комментирует депутат Орловского облсовета
Виталий РЫБАКОВ:

IMG_0270– Проблемами работы муниципального транспорта в Орле я интересуюсь с начала 2000-х годов. В те времена трамвайно-троллейбусное предприятие и ПАТП-1 были доминирующими в сфере перевозок в Орле.
Стоит вспомнить легендарного Ефима Николаевича Вельковского, в бытность которого руководителем ПАТП, а затем мэром запчасти закупались на три года вперед, ежегодно покупали технику, предприятие было процветающим.
Но уже при таких главах администраций, как Берников, Усиков, Муромский, ПАТП стало уверенно опускаться в яму банкротства. И в итоге банкротство произошло.
Проблема возникла не в одночасье. Сейчас Следственный комитет проводит проверку. Считаю, что надо проверить и действия, а точнее бездействие чиновников. Ведь главы администраций, руководители структурных подразделений мэрии на протяжении многих лет проводили заседания балансовых комиссий, на которых руководство ПАТП отчитывалось о финансово-экономическом состоянии предприятия. И когда только появились первые тревожные сигналы, а тем более впоследствии, когда положение дел только ухудшалось, главы администрации – Берников, Усиков, Муромский должны были принимать меры: выделять деньги через депутатов, всеми способами помогать муниципальному предприятию. А что происходило? Формально меняли директора, назначали другого такого же – и убивали предприятие.
Считаю, что причиной банкротства стало желание определенных людей прибрать к рукам территорию предприятия. Для примера давайте вспомним историю с «Зеленстроем», который тоже довели до банкротства. Муниципальные земли ушли за бесценок. Сейчас там строят многоэтажные дома, кто-то от этого получил «дивиденды», которых лишился город. Фигуранты этой истории известны, подписи на документах стоят, круг заинтересованных лиц определить можно легко. Почему прокуратура до сих пор на это не отреагировала?
Такой же круг заинтересованных лиц есть и в истории с банкротством ПАТП. Эти люди сейчас работают в правительстве Орловской области, в облсовете, они имеют звания почетных транспортников, знаки отличия…
Территория ПАТП – лакомый кусок, там шесть гектаров. Представьте, сколько многоэтажных домов можно построить на этом месте. И недалеко от центра. Соответственно, можно представить и стоимость квартир в этих домах. Так что ларчик просто открывается. Повторю, фигуранты известны.
Поэтому считаю, что прокуратура, Следственный комитет должны расследовать это дело и объявить, кто был заинтересован в банкротстве: наша малая родина должна знать своих «героев». Что касается темы транспортного обслуживания жителей города Орла в целом, то, похоже, чиновники плохо понимают, что они делают. Во вторник на рабочем совещании в мэрии глава администрации Муромский объявил, что городские власти приняли решение принять бесплатные автобусы, которые нам собираются поставить из Москвы. Я присутствовал на этом совещании и высказал свое мнение о том, что городу и его жителям такой «подарок» не нужен. Я разговаривал со специалистами, которые осматривали эти автобусы: они длинные, по 12 метров, им около 20 лет, у них полностью выработан ресурс. Скажу больше – эти автобусы, эксплуатировавшиеся в Москве, ни разу не проходили капитальный ремонт. Они подвержены коррозии. На них можно ставить хоть золотые запчасти, но ржавая основа может треснуть в любой момент. Кроме того, где муниципалитет возьмет деньги на ремонт этих автобусов? В бюджете Орла дефицит. На питание школьников денег нет, с зарплатой учителям – лихорадка, а здесь надо несколько десятков миллионов потратить на реновацию старья, чермета.
Как рассказали специалисты, эти автобусы по восемь месяцев стоят под забором, в них пол прогнил, и на этих автобусах мы будем возить орловчан?
Очевидно, наши чиновники не понимают, что есть такое понятие, как усталость металла. Представьте, 17 лет ездил трамвай, автобус, троллейбус по Москве. Все знают, что в Москве интенсивно используют реагенты, они съедают металл, и срок службы транспортного средства сокращается вдвое – с 10 лет до пяти. А что на это ответил Муромский? Сказал, что в Орле есть автобусы и троллейбусы, которые ездят и по 20 лет…
Я пытался достучаться и до Муромского, и до мэра Новикова, напомнить им, что они будут нести ответственность, но меня, похоже, не услышали.
А я убежден, что этот бесплатный сыр выйдет городскому бюджету боком. Этот транспорт однозначно будет выходить из строя…
Недавно я узнал, что наши соседи из Тульской области получили из Москвы в подарок 50 новых низкопольных автобусов! А у нас что – металлолому рады? Видимо, здесь имеет место или какая-то афера, или чей-нибудь дешевый пиар: к какой-нибудь дате приведут в порядок пять автобусов, за счет того же ТТП, перережут ленточку и скажут: «Как хорошо»! А пассажиры не будут знать, что это за автобусы.
Резюмируя вышесказанное, я заявляю как депутат: мы, жители города Орла, не заслужили такого отношения к себе. Орел платит самый большой объем налогов в областной бюджет, и им не должны пускать пыль в глаза чиновники в лице Муромского, Новикова или тех, кто им из области дает указания и дергает за невидимые ниточки. Это нездоровая ситуация. Люди имеют право ездить на достойном транспорте, а не на изношенном, которому 20 лет. Орловчане – люди не второго сорта.
Я также считаю, что нынешнее отношение городской власти к муниципальному транспорту, который постепенно ликвидируется, – большая ошибка. Муниципальный транспорт наоборот надо развивать, чтобы на рынке перевозок не было доминирования частных компаний. Я против них ничего не имею. Но все участники этого рынка должны находиться в равных условиях. В противном случае, если частники будут доминировать, завтра они же путем картельного сговора смогут диктовать свои условия, в том числе и любую цену на проезд, а если власть не пойдет им навстречу, они просто не выйдут на работу. И у муниципалитета не будет никаких резервов, чтобы их заместить и выровнять ситуацию, а это может привести к очень плачевным социальным последствиям. Такого развития событий допустить нельзя. Поэтому я и мои коллеги – депутаты горсовета будем держать ситуацию на контроле. Власть должны уважать. А власть должна работать для народа!