«ОС» №23 (471) от 5 июля 2017 года
На июньской сессии облсовета депутаты вернулись к проблеме неработающего медицинского оборудования в Орловской областной больнице и городской больнице скорой помощи имени Семашко. Речь шла о компьютерных и магнитнорезонансных томографах.
Напомним, вопрос о неработающих томографах в ведущих медицинских учреждениях областного центра еще в марте на очередной сессии облсовета поднял депутат Виталий Рыбаков, сообщивший коллегами чиновникам о катастрофической ситуации: ни один из дорогостоящих диагностических аппаратов в областной больнице на тот момент не функционировал. Позднее выяснилось, что вышел из строя и компьютерный томограф в больнице им. Семашко. Тогда депутаты дали чиновникам поручение решить проблему. Спустя три месяца выяснилось, что из трех томографов на сегодняшний день работает только один.
Как сообщил депутатам руководитель областного департамента здравоохранения Александр Лялюхин, в середине июня был отремонтирован компьютерный томограф в областной клинической больнице. Сейчас он используется для диагностики сосудистых заболеваний (в основном инсультов), однако при необходимости проводятся исследования и пациентов с любой патологией. Второй томограф в ОКБ требует ремонта, для чего изыскиваются средства. Что касается компьютерного томографа в городской больнице им. Семашко, то в марте на его ремонт было выделено 12,5 миллиона рублей, однако этих денег оказалось недостаточно: из строя вышли еще несколько запчастей. Поэтому было принято решение приобрести новый аппарат. Аукцион по закупке томографа должен состояться 24 июля.
Аппарат МРТ в областной больнице также требует замены – срок его службы истек. Цена вопроса, по информации Александра Лялюхина, высока – 75 миллионов рублей. В данное время все средства, сэкономленные на торгах, направляются на закупку томографа: региональные власти надеются приобрести его до конца года. При этом, как отметил Александр Лялюхин, чтобы обеспечить бесперебойную работу сложного диагностического оборудования, необходимо заключить договоры на его гарантийное обслуживание, что потребует еще порядка 10-12 миллионов рублей в год (для одного томографа). Депутат Виталий Рыбаков призвал коллег и представителей исполнительной власти найти средства: «50 миллионов не такие большие деньги для областного бюджета, особенно когда речь идет о жизни и здоровье людей», – заявил депутат.
На сегодняшний день риск оставить пациентов без своевременной диагностики остается высоким: в случае поломки единственного работающего томографа можно рассчитывать только на частные клиники, с которыми областные власти заключили соответствующие договоры и в которых, в отличие от государственных, дорогостоящее оборудование работает исправно. Однако понятно, что воспользоваться такой возможностью смогут далеко не все больные.
К слову, проблемы с томографами имеются не только в орловских больницах – аналогичная ситуация сложилась, например, в Ливнах и Мценске.
В ходе сессии депутат Рыбаков затронул и еще один вопрос, касающийся сферы здравоохранения, – кадровый. В частности, он поинтересовался, почему на должность гендиректора ГУП «Орелфармация» назначен отставной полицейский из Брянска Сергей Сидякин. «Он что, специалист в области фармакологии», поинтересовался депутат у первого заместителя губернатора Александра Бударина. Ответить Рыбакову Бударин не смог, сославшись на то, что не знает нового директора, и пообещав разобраться в ближайшее время.
Между тем фармацевтическая деятельность строго лицензируется. И обязательным требованием к руководителю фармацевтического предприятия (каковым и является «Орелфармация») является наличие высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет и сертификата специалиста.
И очень сомнительно, что у бывшего полицейского такое образование и такой стаж имеются. Как сомнительно и то, что высшие чиновники из областного правительства, назначившие господина Сидякина на данную должность, об этом не знают. Если же знают, то возникает вопрос: не имеет ли место в данном случае нарушение действующего законодательства и превышение полномочий? Хотелось бы, чтобы господин Бударин и в этом вопросе разобрался и дал ответ. Желательно, по существу.
Мария Печорина
Комментирует депутат Орловского облсовета Виталий РЫБАКОВ:
После того как я направил депутатские запросы о состоянии диагностического оборудования в медицинских учреждениях области в департаменты финансов и здравоохранения и получил успокаивающие ответы, я решил лично проверить, как обстоят дела в реальности. Я поехал в областную больницу и выяснил, что не все так, как написано в этих бумагах. Как выяснилось, на сегодняшний день работает лишь один компьютерный томограф. Я не врач, но я знаю, что такое «золотой час», когда от своевременного обследования и диагностики, например, инсульта, зависит жизнь человека. И хотя чиновники говорят, что пациентов можно отвезти, допустим в частную клинику, есть множество факторов – время, пробки, проблемы с транспортными средствами, которые могут любого больного привести к плачевному исходу.
Сейчас при посещении областной больницы, где не работают аппарат МРТ и один из двух имеющихся компьютерных томографов, жители нашей области не могут получить квалифицированную медицинскую помощь. Мы все видели, как Орловская область «прославилась» в плохом смысле слова во время прямой линии с президентом, когда главе государства пожаловались на проблемы с лекарственным обеспечением льготников.
И в этой связи особенно любопытна ситуация с назначением в такое жизненно-важное госпредприятие, как «Орелфармация», человека из другого региона, да еще и не соответствующего законным квалификационным требованиям. Этот факт наводит на мысль, что задача команды губернатора Потомского не в том, чтобы наладить должное лекарственное обеспечение граждан Орловской области, а в том, чтобы соблюсти чьи-то узкие коммерческие интересы и интересы третьих лиц. Это тем более странно, что проблемы в поставках лекарств льготным категориям граждан, начавшиеся в период руководства регионом Потомского, не решаются. К тому же мы помним, что в последние два года ГУП ОО «Орелфармация» руководил господин Ковешников, земляк Потомского, приехавший из северо-западного региона, и первым замом у него была его жена. И всё это уже наводит на мысли о коррупциогенных факторах.
Такая политика региональных властей в сфере здравоохранения идет вразрез с майскими указами нашего президента Владимира Владимировича Путина. Однако областные чиновники во главе с губернатором Потомским, похоже, не хотят этого понимать.