Губернатор обещал оппоненту «отшибить клыки», но явно погорячился.

Как депутат Виталий Рыбаков нокаутировал орловского тяжеловеса от партии власти.

Геннадий Ростовцев, Орел — Москва

газета «Труд», из номера 071 за 07 Октября 2016г

«ОС» №43 (437) от 12 октября 2016 года

Недавняя избирательная кампания в Орловской области прошла относительно спокойно. Центральное место в марафоне по выборам депутатов Орловского областного совета народных депутатов как по значимости, так и по накалу страстей заняло противостояние самовыдвиженца Виталия Рыбакова и тяжеловеса из «Единой России» Александра Коровина. Именно в этом поединке ярко высветились особенности избирательной кампании в Орловской области со всеми ее плюсами и минусами.

Виталий Рыбаков — политик весьма опытный, закаленный и популярный на Орловщине. До нынешних выборов он уже дважды избирался депутатом областного совета. Но в 2014 году он решил поучаствовать и в губернаторских выборах, что вызвало обоснованное беспокойство врио губернатора области, члена ЦК КПРФ Вадима Потомского. Особенно оно проявилось в тот момент, когда Рыбаков уличил целый ряд чиновников различного ранга в организованном сборе подписей депутатов для прохождения Потомским муниципального фильтра. И в том, что подписи эти ставились на бланках, которые никак не могли быть оплачены из фонда кандидата.

Раунд первый: разведка боем

Избирком тогда взял сторону врио губернатора и не снял его с выборов, но сотни подписей пришлось собирать повторно. Сам же Рыбаков требуемое количество автографов собрал по правилам. Но когда чаша весов стала клониться в его сторону, региональное отделение Народной партии России, от которой баллотировался Рыбаков, внезапно отозвало своего кандидата. Виталию Рыбакову явно давали понять, что ему пора отойти в сторону. Он не сдавался. И тогда 25 июля 2014 года, через неделю после отстранения от выборов, в отношении Рыбакова было возбуждено уголовное дело по экономическому составу (Рыбаков был депутатом на неосвобожденной основе и почти четверть века директорствовал в муниципальном унитарном предприятии АО «База строительных товаров» — в единственном, работавшем с прибылью). А потом возбуждение уголовных дел было поставлено на поток…

Самое интересное, что Виталий Рыбаков сумел выдержать и административное давление, и обыски с маски-шоу, и травлю в местной официальной прессе, и десятки проверок всевозможных инстанций, и даже увольнение с работы. Столь независимое поведение оппонента буквально взбесило ставшего губернатором Вадима Потомского, который, пообещав «отшибить клыки», ринулся добивать политического конкурента с помощью силовиков. После публичных призывов к сотрудникам СУ СКР арестовать Рыбакова, предложения оплатить все необходимые экспертизы и угроз «лично поговорить с Бастрыкиным» Потомскому дали понять, что в СКР его ссылками на особо доверительные отношения с силовым ведомством недовольны и никакой встречи с руководством СКР не будет. А потом негативно отреагировали и на то, что губернатор назвал прокуроров «своей армией». С тех пор к главе региона прилипли обидные прозвища вроде Хлестакова на воеводстве и даже Наполеона…

В результате действий губернатора и его команды оставшееся без своего директора МУП «База строительных товаров» рухнуло, быстро став убыточным. Экс-руководителя «привлечь» никак не удавалось, хотя он сам неоднократно настаивал на передаче возбужденных дел в суд, понимая, что там они не имеют никакой перспективы. Но губернатора устраивало затягивание этого процесса, и после каждого прекращения какого-либо дела оно возвращалось на доследование прокуратурой. Такое положение должно было отвадить Рыбакова от попыток продолжить политическую деятельность в качестве депутата областного совета. Но два года непрекращающегося административного давления только укрепили его популярность среди избирателей, а стойкость и умение держать удар вызывали уважение даже у некоторых его оппонентов.

Раунд второй: замена соперника

Но уважение уважением, а выборы выборами. И тут возникла весьма необычная коллизия. Дело в том, что Виталий Рыбаков в областном совете прошлого созыва был членом фракции «Единая Россия». Но местному руководству партии власти совсем не хотелось иметь в облсовете сильного конкурента, популярность которого росла от месяца к месяцу. Сначала орловчане выходили на митинги протеста против его увольнения с должности директора, а со временем стали поддерживать его и в противостоянии с губернатором и его командой, в которую, несмотря на формальные партийные противоречия, гармонично вписались единороссовские руководители.

То, что произошло весной нынешнего года, иначе как анекдотичной ситуацией не назовешь. Рыбаков подал заявку на регистрацию в качестве участника праймериз «Единой России», которая была отклонена. И вот с какой формулировкой. В решении, подписанном председателем регионального отделения «Единой России» Леонидом Музалевским, депутату отказали в регистрации на основании того, что он публично критиковал… Леонида Музалевского! А вторым поводом для отказа сочли преследование депутата по двум уголовным делам, которые, если они привели бы к обвинению и осуждению, в дальнейшем гипотетически могли бы нанести ущерб репутации партии «ЕР».

При этом никто, конечно, не обращал внимания на то, что в положении о проведении праймериз нет таких пунктов, которые служили бы основанием для отказа в регистрации на основании осуществления уголовного преследования. А еще высшее руководство «Единой России» отнюдь не запрещает публичную критику, тем более что орловских функционеров было за что критиковать…

Но так или иначе Виталию Рыбакову в регистрации в качестве участника предварительного голосования отказали. Он же, трезво рассудив, что поддержки жителей Орла ему хватает, решил, что сможет победить и без сотрудничества с какой-либо партией вообще.

Поначалу задача его была не очень сложной, поскольку его основным оппонентом в округе был победивший в праймериз «Единой России» главный врач поликлиники № 3 Валерий Омелюсик. Но местные руководители, которым Рыбаков как кость в горле, решились на финт. В конце июня, как утверждают люди сведущие, губернатор-коммунист Потомский и председатель облсовета единоросс Музалевский решили провести замену и выставить против Виталия Рыбакова орловского политического тяжеловеса Александра Коровина. И 7 июля на конференции единороссов решение было оформлено.

Коровин, конечно, человек авторитетный, особенно в некоторых специфических кругах. Депутат городского совета, генеральный директор муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие», человек с солидными материальными ресурсами. А еще член регионального политсовета «Единой России» и секретарь крупнейшего в области отделения партии…

Профессиональные боксеры, как правило, перед боем устраивают «шоу устрашения», рассказывая о том, что они сделают с соперником. Коровину в данном контексте приписывается фраза: «Рыбаков? Да я порву его как Тузик грелку!» Правда, кто кого и как порвал, выяснилось через два с половиной месяца — на выборах:

Раунд третий: на ринг приглашаются… студенты

Сейчас мы уже можем анализировать, что именно и каким образом повлияло на результат выборов по пятому округу, где лицом к лицу сошлись Рыбаков и Коровин. Первый сделал ставку на поквартирный обход, а основой для общения с избирателями послужило то, что было сделано для них в округе за последние 10 лет. Перечислять все детские площадки, дорожки, обустроенные придомовые территории, выполненные наказы граждан, реализованные депутатские запросы и прочие, как любят говорить сотрудники избирательных штабов, «добрые дела», нужды нет. Пятый округ для Виталия Рыбакова был поистине своим, он же сам для его жителей являлся человеком, которого знал и к которому мог обратиться каждый.

Коровин, в пожарном порядке переброшенный на борьбу с самовыдвиженцем, сделал ставку на свое служебное положение и заслуги, а также на административный ресурс. Для общения с ним собирались родительские собрания в школах и детских садах, где кандидат рассказывал о том, какой он хороший руководитель, сколько у него наград и как он доблестно служил на Северном флоте. В ходе кампании, правда, выяснилось, что морской службы он не проходил, а служил менее двух лет техником-строителем в звании лейтенанта и за систематическое избиение подчиненных был исключен из рядов КПСС. Было заведено уголовное дело, но, чтобы избежать скандала и суда, Коровин был комиссован из армии по совсем уж нехорошему диагнозу.

Против Александра Коровина сыграло и то, что он даже во время избирательной кампании по крайней мере дважды негативно засветился в СМИ. Широкое освещение получила история о том, как он 10 августа выяснял отношения с пенсионером-инвалидом из Москвы. Тому вздумалось посидеть с удочкой на пруду, который Коровин почему-то считает своим. В результате перенесший гипертонический криз и придушенный кандидатом в депутаты облсовета москвич-инсультник обратился с заявлением в правоохранительные органы.

А через месяц, придя в детский сад, чтобы агитировать родителей голосовать за себя любимого, депутат-директор увидел, что его выступление снимают на телефон. Не задумываясь, подошел к одному из родителей, выхватил аппарат и разбил его, что также привело к заявлению в полицию.

Яркое проявление использования административного ресурса было зафиксировано за четыре дня до выборов в Орловском государственном университете. В аудитории № 310 и. о. проректора по воспитательной работе, депутатом областного совета от «Единой России» Максимом Боевым было организовано собрание студентов, главным действующим лицом на котором был Александр Коровин. Говорил он в основном о том, что плохого сделал его конкурент Виталий Рыбаков и что он, Коровин, сделает хорошего, если его изберут. А Максим Боев потребовал от студентов «правильно проголосовать». Главным аргументом, озвученным им, было то, что 14 сентября Минобразования перевело ОГУ первый транш в 150 млн рублей. Эти деньги, как сообщил студентам Боев, будут фактически подарены студентам для улучшения условий их жизни, приобретения стиральных машин и строительства спортплощадок.

По логике в то время еще действующего депутата областного совета Боева, своими голосами студенты должны были эти деньги «отработать». А для их освоения почему-то нужно было привлечь Коровина: «И вот такой человек, как Александр Яковлевич, который уже не первый срок представляет наш университет на различных уровнях власти, это именно тот человек, тот государственный деятель, который может обеспечить нам решение конкретных проблем: Другой кандидатуры и в принципе альтернативы в этой ситуации у нас нет. Поэтому давайте мы поддержим Александра Яковлевича, поэтому давайте мы поддержим себя в его лице…» И все в таком же духе…

18 сентября часть студентов (чуть более 600 человек) поддержала директора МУП «ТТП». Их организованно привозили из общежитий на избирательный участок. Многие студенты голосовали, имея на руках временную регистрацию в Орле — на срок от недели до месяца. В общем, какой-то результат был, но если взять за основу логические взаимо-связи, озвученные и. о. проректора Боевым, то каждый студенческий голос обошелся государству в 250 тысяч рублей!

Приехавший на университетский участок Виталий Рыбаков поинтересовался у заместителя председателя участковой избирательной комиссии № 61 Маргариты Прокохиной, почему студенты внезапно зарегистрировались в Орле и были привезены на избирательный участок. Прокохина, кстати, сотрудница ОГУ, скромно потупив очи, ответила: «Это результат нашей воспитательной работы, главное — патриотизм и гражданская сознательность!»

Но ни «гражданская сознательность», ни административный ресурс, ни подвоз избирателей на участки не помогли Коровину показать сколь-либо значимый результат. Если выражаться боксерской терминологией, то орловский политический тяжеловес оказался в тяжелом нокауте. За него проголосовали всего 2084 человека, тогда как самовыдвиженец Виталий Рыбаков, тот самый, которого Коровин обещал порвать, получил почти в четыре раза больше голосов (8174), набрав 65,9%. Заметим в скобках, что этот результат является абсолютно лучшим в городских избирательных округах областного центра…

Вместо послесловия

Что светит участникам и секундантам поединка в ближайшем будущем? Коровин, скорее всего, сойдет с политической сцены и уйдет на пенсию. Действиям и. о. проректора Максима Боева, несомненно, должна быть дана и правовая, и административная оценка. Возможно, он избавится не только от приставки и. о., но и от должности проректора. Такой провал в сегодняшней обстановке ему вряд ли простят и Министерство образования, и партия власти.

У Рыбакова впереди опять борьба: единственной возможностью для губернаторской команды лишить его депутатского мандата является очередная попытка любой ценой организовать ему судимость хотя бы с назначением наказания в виде штрафа. Два с лишним года возбуждения и закрытия уголовных дел, возвращения их на доследование прокуратурой, обысков, выемок и попыток организовать арест депутата, в очередной раз получившего доверие жителей области, все-таки приведут к судебному процессу.

P.S. Насколько он будет соответствовать правовым нормам и сумеют ли в Орле справиться с административным давлением, наши читатели узнают в ближайшем будущем.

 

Опубликовано 09 Октября 2016г.

http://www.trud.ru/article/09-10-2016/1342756_gubernator_obeschal_opponentu_otshibit_klyki_no_javno_pogorjachilsja.html