«Дормаш» стабильно идет ко дну?

На прошлой неделе рабочие завода «Дормаш» вновь собрались у заводской проходной, чтобы в очередной раз потребовать вернуть им долги по зарплате. Требования в очередной раз выслушали чиновники областного правительства – заместитель губернатора Потомского по промышленности и градостроительной деятельности Игорь Козин и руководитель департамента промышленности и связи Геннадий Парахин. И в очередной раз пообещали, что все будет хорошо.

Требования рабочих были просты, понятны и лаконичны: «Отдайте наши деньги!» (напомним, сумма долгов по зарплате ЗАО «Дормаш» составляет около 50 миллионов рублей). Чиновники в ответ объясняли, какие меры они предпринимают, чтобы помочь рабочим. По словам Геннадия Парахина, есть три способа рассчитаться с долгами: «первый путь – реализация бульдозеров, второй путь – реализация имущества, третий путь – начало производства. Надо по всем трем путям идти». Правда, идти по этим путям пока не получается. Те самые пять бульдозеров, арестованные судебными приставами, которые рассчитывали продать примерно за 30–35 миллионов рублей, в свое время были заказаны «Дормашу» холдингом «Меркатор», который внес предоплату и теперь через суд пытается их вернуть. Так что реализация техники пока под большим вопросом. С реализацией имущества дела тоже обстоят не очень. По словам того же Геннадия Парахина, до последнего времени этот процесс никто не контролировал. Так, например, автокран был продан всего за 160 тысяч рублей… К тому же продать можно далеко не все имущество, а только то, которое не находится в залоге у банков. При таких темпах и расценках заработанных денег сотрудникам завода придется ждать очень долго.
Третий путь – начало производства – вообще неясен. Так, зампред областного правительства Игорь Козин пояснил, что, для того чтобы запустить завод, «нужно план производства составить, нужно с энергетиками, с ресурсоснабжающими организациями договориться: долгов перед ними очень большое количество, суммы очень крупные… Здесь не так все просто… Вспомните, вы в последнее время работали в цехах без отопления: газ был отключен. И света сейчас нет. Вообще ничего нет. Поэтому абсолютно все надо будет начинать сначала». На какой срок это начало запланировано, рабочим, естественно, не пояснили. Зато пообещали помощь федерального центра

Фото с сайта «Орлец»

– На федеральном уровне заверили, что обязательно нам помогут, – заявил рабочим Игорь Козин. – Как только мы здесь проведем все необходимые подготовительные действия, соответственно, мы туда выезжаем с внешним управляющим, проводим там совещание и оформляем документы на федеральную помощь.
Все это удивительно напоминает ситуацию двухлетней давности, когда областные власти так же решали вопрос по «спасению» завода «Орлэкс». И хотя Геннадий Парахин заявляет, что нельзя сравнивать «Дормаш» с «Орлэксом», аналогии напрашиваются сами собой.
Сравним.
Завод «Орлэкс» вплотную подошел к краху весной 2014 года: тогда на предприятии, находящемся в состоянии банкротства, сообщили о резком сокращении сотрудников. В мае того же года на заводе побывал тогда еще врио губернатора Вадим Потомский, заявивший, что ситуация на «Орлэксе» находится на особом контроле. «Задача у нас – вдохнуть жизнь в этот завод», – сообщил тогда Потомский трудовому коллективу, а затем начались обещания. Потомский обещал, что сохранить завод поможет лидер КПРФ Зюганов, который должен был встретиться с президентом Владимиром Путиным и поднять вопрос по «Орлэксу». Затем «Орлэкс» обещали сделать флагманом приборостроительного кластера, который в Орловской области так и не появился. Потом сообщили, что нашли инвестора, который возродит завод. «Орлэкс», переименованный в «Промтэкс», также намеревались включить в некую свободную экономическую зону – в технопарк или в индустриальный парк. Последние обещания раздавал уже не Потомский: через год после выборов всенародно избранный губернатор потерял интерес к заводу. Отдуваться пришлось новоназначенному начальнику департамента промышленности Геннадию Парахину, который теперь раздает обещания уже работникам «Дормаша». Когда же найденный властями инвестор, прямо скажем, пошел на попятную и не стал вкладывать деньги в возрождение «Орлэкса», его и объявили виноватым в том, что завод приказал долго жить. Аналогичная ситуация складывается и на «Дормаше». По той же схеме и опять же накануне выборов (на этот раз в облсовет) Потомский на публику заявляет, что у него «есть огромное желание сохранить это предприятие, что «Дормаш» можно реанимировать», а его подчиненный Парахин раздает обещания. Так, в течение последнего года коллективу обещали, что областная власть поможет заводу выйти на новый уровень и найдет финансовые инструменты для вывода предприятия из кризиса, говорили, что у «Дормаша» есть перспективы для производства и сбыта продукции. А поскольку сделать ничего не получается, вину валят на собственника – опять же как в случае с инвестором на «Орлэксе». По словам Геннадия Парахина, собственник завода на контакт с руководством области не идет. То же самое говорится и о руководстве предприятия. Мы, конечно, не оправдываем топ-менеджеров «Дормаша», но и делать из них козлов отпущения, думаем, тоже не стоит. Поскольку не все так однозначно, как стремятся внушить нам чиновники. Во-первых, как выяснилось, собственник и руководитель предприятия вовсе не отказывались от общения с областной властью. Так, в начале июля руководство завода участвовало в совещании по вопросу стабилизации производственной деятельности «Дормаша», на котором присутствовали и господин Козин, и директор департамента Минпромторга В. Бабушкин. Более того, после этого совещания директор «Дормаша» Вячеслав Гудков официально обратился к зампреду правительства области Козину с просьбой организовать встречу собственника предприятия и его руководителя с предполагаемым инвестором (о котором, как мы понимаем, шла речь на совещании). В ответ начальник департамента Парахин сообщил директору, что никаких официальных предложений от инвестора пока не поступало, а значит, и встреча невозможна. А «взаимодействие с собственником ЗАО «Дормаш» относится к компетенции руководства ЗАО «Дормаш». Так спрашивается, кто в данной ситуации с кем не хочет общаться? Кто умывает руки? И почему? Точного ответа на этот вопрос мы, конечно, не знаем, но поразмышлять попробуем.

Фото с сайта «Орлец»

Как и в случае с «Орлэксом», коллапс на «Дормаше» наступил тоже в 2014 году, после прихода в область губернатора Потомского и его команды. При этом в тот же период проблемы испытали и другие предприятия. Вспомним хотя бы Мценский завод по обработке цветных металлов или МУП «База строительных товаров», которое после многих лет успешной работы вдруг объявили убыточным и фактически уничтожили. При этом все названные объекты имели определенные притягательные стороны: либо мощные производственные активы, либо привлекательное месторасположение. Например, бывшие помещения завода «Орлэкс» в центре города мгновенно превратились в очередной торговый центр либо сдаются под офисы. Аналогичная история с «Дормашем» – ряд корпусов предприятия расположен на так называемой первой линии, где очень удобно размещать опять же торговые и развлекательные заведения. БСТ тоже занимает очень неплохой участок городской земли да еще по соседству с успешным коммерческим кластером предприятий… На такие лакомые куски всегда найдется много желающих. И кто сказал, что эти желающие не сидят в высоких чиновничьих креслах? Может быть, в этом все и дело? Если это так, то в ближайшее время мы увидим окончательное крушение очередного флагмана орловской промышленности – завода «Дормаш». Ну а пока чиновники вроде Козина и Парахина, получающие из бюджета 100-тысячные оклады, будут долго и нудно кормить работяг, сидящих год без зарплаты, очередными проектами и обещаниями. До тех пор, пока на месте промышленного предприятия не появится какой-нибудь клуб «Грейдер» или гипермаркет «Бульдозер»…

Федор КРЮКОВ
ОТ РЕДАКЦИИ: «Орловская среда» будет следить за развитием событий.
Продолжение следует.

МНЕНИЕ
На встрече с работникам «Дормаша», которая прошла 12 августа, присутствовал и депутат Орловского облсовета Виталий Рыбаков. Он призвал рабочих не верить обещаниям чиновников, пришедших на встречу. Почему? Об этом Виталий Рыбаков рассказал «Орловской среде»:

– Я так понимаю, что чиновник – это человек с определенным опытом работы, с определенным образованием, которое соответствует профилю его деятельности. А кем был до назначения на должность начальника департамента промышленности Геннадий Парахин? Он занимался бизнесом. И в результате его предприятия, как многие говорят, не пришли к успеху. Это, на мой взгляд, показывает, что наладить бизнес у него не получилось. И вот (вероятно, за определенные услуги политического свойства?) его взяли «на пропитание» в администрацию области. А есть ли производственный опыт у зампреда правительства по промышленности Козина? Работал ли он на промышленных предприятиях? Как мне известно, он получил высшее образование – и пошел по чиновничьей линии. Поэтому, как мне кажется, эти люди просто не могут поставить себя на место рабочих «Дормаша» и оценить ситуацию с их точки зрения. Считаю, что им сложно понять глубинные механизмы происходящих на заводе процессов. Понять, почему произошло именно так и именно в определенный период времени, то есть после 2014 года. Поэтому возникает версия, что на «Дормаш» этих чиновников послал губернатор с определенным заданием: «выпустить пар», «убаюкать» возмущенных рабочих очередными обещаниями. И есть основания полагать, что эта ситуация зеркально отражает ситуацию 2014 года на «Орлэксе». Тогда пришедший в область врио губернатора Вадим Потомский во время предвыборной кампании раздавал интервью. Говорил, что надо спасти «Орлэкс». Звучало даже «слово офицера». Если сопоставить эти две ситуации, получается цирк. Вспомним, тогда на «Орлэкс» приезжали чиновники разного уровня, тоже раздавали обещания, успокаивали рабочих – и что получилось? Завода нет, несколько тысяч человек сократили, остатки «Орлэкса» сейчас распродают. Кстати, есть информация, что после выборов губернатора Орловской области в структуру «Орлэкса» была интегрирована некая фирма из Санкт-Петербурга, после чего интерес к «Орлэксу» в верхах областной власти иссяк…
Что интересно, на «Дормаше» до 2014 года сотрудники работали в две смены, заказы были, зарплаты выплачивались. А с 2014 года вдруг резко начались проблемы… А не из той ли серии эти проблемы, что и проблемы «Орлэкса»? На мой взгляд, в этой ситуации уместно вспомнить басню про волка и ягненка, когда волк приходит на завод и говорит ягненку: «Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать!»

В ТЕМУ:

Так просто – подождать, и все дела!
Чего зазря с чиновниками спорить?
Все ж слышали, какая у Орла
Есть перспектива?! И увидим вскоре!

Со всех сторон инвесторы хотят
Такого понастроить вкруг «Дормаша»!
По осени их всех, что лягушат,
Возьмет за жабры славная власть наша.

И деньги пособрать с них не вопрос
За дозволенье созидать шедевры:
Заводы будут строиться с колес!
А вам зарплаты возвернут все в еврах!

А ежели в юанях, так вдвойне!
Китайцы-коммунисты не поверят,
Что пролетариат увяз на дне
На стыке воссоздания империй.

Слыхали, даже памятник готов
(Пока в эскизах) славному заводу,
Где скоро вместо всяких грейдеров
Наточат шаурмы всем под крем-соду!

Клава ШИФЕР